maria_gorynceva: (Это я)
[personal profile] maria_gorynceva
В связи с явившимся нам - согласно пророчеству [livejournal.com profile] paul_kovnik - песцом манулом, т.е. локальным вариантом мирового кризиса, поняла, что, оказывается, страшно боюсь голода.

-- Ты голодала? - спросила меня подруга, с которой мы ели пшённую кашу (молоко, мёд, изюм, кусочки тыквы).

Нет. Я никогда по-настоящему не голодала. Я даже в худшие годы моей жизни не имела перерывов между приёмами пищи настолько длительные, чтобы это доставляло сколько-нибудь серьёзный дискомфорт, не говоря уже о страдании. Я не падала в голодные обмороки. Я не питалась, как когда-то одна моя подруга, еда которой за весь день состояла из куска хлеба, сосиски и бульона из одного бульонного кубика.

Более того, насколько я понимаю, за всю известную нам историю человечества именно моё поколение, т.е. люди, родившиеся во второй половине 50-х - начале 60-х, - первое, в массе своей не знавшее голода. Не на всей Земле, конечно, но на очень больших территориях. В СССР, как к нему ни относись, всё-таки если ребёнок был устроен в детский сад, то имел там четырёхразовое питание. Да-да, с полдником. Я, разумеется, про времена моего детства.

И вроде бы нечего мне так бояться. Но... Папаша-блокадник, мама с голодным военным детством, когда в 42-м мечталось только о хлебе, бабушкина старшая сестра, дважды чуть не умершая с голоду... А ещё недавно обнаруженная сельская родня - пятнадцать человек "наших", умерших от голода в небольшом украинском селе в голодомор... Наверное, где-то на генном уровне прошито, в биосе - в буквальном смысле в биосе, т.е. в самой основе жизни моей.

И вот теперь сердце моё наполняется просто крестьянским счастьем, когда я вижу старые эластичные гольфы, в которых на дверь подвешен лук, пластиковые контейнеры в углу, наполненные пакетами с мукой разных видов (и пшеничная, и кукурузная, и ржаная, и гречневая, и овсяная, и рисовая, даже нутовая есть!), с крупой (одной гречки пять килограммов оказалось в моих беличьих запасах!), с сахаром и солью. Спички и свечи я тоже припасла, не сомневайтесь. Они мне, правда, для работы нужны, но если что - будут пущены по прямому назначению. Радостно думать, что в холодильнике стоит тарелка с запечёнными куриными голенями, а из неудавшегося кукурузного хлеба удалось состряпать восхитительный пудинг (молоко, яблоки, чернослив, лимон - ах, какая консистенция в результате!). Приятно осознавать, что я сейчас питаюсь вкусно, разнообразно, сбалансированно, дёшево. Правда, это достигается за счёт того, что у меня сейчас время есть, так что и хлебушек свой, и выпечка всякая бывает, и домашняя лапша, и супы, и разнообразные салаты, и прочие такие изыски, на которые у работающего вне дома человека времени и сил может не хватить.

Никогда не предполагала, что хлеб наш насущный может так захватить мои мысли.

Когда я была ребёнком, потом подростком, в нашей семье к еде относились трепетно. Еда была сакральна, особенно у уманской тётушки. Для меня это, к сожалению, из этого вытекал целый ряд неприятных последствий. Во-первых, считалось, что "надо съесть всё, что на тарелке", "нельзя оставлять". Я уже писала где-то о том, как моя нянька в Мичуринске пугала меня: не доешь кашу - будет жених рябой. Я в три года не понимала ни что такое жених, ни что такое рябой, а кашу категорически не хотела доедать. Я понимаю, почему моя бабушка, исходя из принципа "нельзя оставлять на тарелке", не клала мне порции поменьше - она пыталась накормить себя через меня. Ту маленькую себя, которая питалась скудно и однообразно в детстве. И вообще, ребёнок должен быть упитан. То же и мама - в моём раннем детстве она очень отравляла мне приёмы пищи своими постоянными вскриками: "С хлебом! С хлебом!" Да, это была память о тех мечтах о хлебе 1942 года. А ведь если подумать, зачем четырёхлетнему ребёнку, который не пасёт гусей, не пропалывает огород да просто с другими ребятишками по улице не гоняет (я тогда много болела и зимой поэтому мало бывала на свежем воздухе), нужно всё есть с хлебом?

В результате мне пришлось уже в довольно зрелом возрасте учиться понимать потребности своего организма, не переедать и вежливо, но твёрдо отказывать тем, кто пытался потчевать меня Демьяновой ухой. Это было не очень легко - не у меня одной пищевые привычки воспитывались так, как я описала.

В Академгородке я ходила сначала в ясли, потом в детский сад. Как я уже говорила, в детском саду кормили четыре раза. Утром, когда нас приводили, на завтрак обычно была какая-нибудь молочная каша - манная, из "геркулеса", пшённая; иногда давали творожную запеканку (мы её не любили - она была суховата и с кислецой) или пышный омлет с добавлением муки, порезанный на порции большими квадратиками. В каше всегда была сверху жёлтенькая лужица сливочного масла. Некоторые дети не любили масло и отодвигали лужицу ложкой к краю.

Перед обедом в столовую приносили большой эмалированный чайник (как сейчас помню, он был зелёный) и всем в подставленные ложки наливали рыбий жир. Опять-таки некоторые ребята не хотели пить рыбий жир и либо выливали его в суп, либо - чаще - тайно выпаивали его тем товарищам за своим столом, которые сей полезный продукт любили. Вот я, например. Как-то раз, помню, выпила свою порцию и ещё двух соседей по столу.

На обед был какой-нибудь суп, на второе - мясное блюдо с гарниром, изредка рыба (её, видимо, избегали подавать детям из-за опасения мелких костей): котлеты с картофельным пюре, тушёной капустой, гречкой или макаронами; гуляш, бигос, макароны по-флотски. Если мне не изменяет память, посреди столов стояло блюдо с нарезанным хлебом. Воспитатели, как и моя мама, зорко бдели, чтобы дети ели с хлебом, но всё-таки их зоркости не хватало, и некоторые засовывали недоеденные куски хлеба снизу под тарелку. За горбушку всегда была борьба. Правда, на некоторых столах была установлена справедливость, и горбушки доставались всем по очереди. Иногда правом съесть горбушку воспитатели премировали за хорошее поведение.

После обеда был дневной сон (я никогда не спала), а после сна - полдник. На полдник нам давали какой-нибудь напиток - сладкий чай, какао на молоке, компот или морс, иногда просто горячее молоко (с пенкой, разумеется, и для меня было открытием, что можно было не давиться пенкой, а сдуть её так, что при питье она не попадёт в рот, а прилипнет к верхней губе снаружи). К питью подавали печенье, крекеры, хрустящие хлебцы (что-то одно и по одной штуке на едока) или бутерброды с сыром.

Меньше всего я помню, что бывало на ужин. Кажется, если утром, например, был омлет, то вечером могли подать кашу, горошницу или какое-то овощное блюдо - и наоборот.

Дома в 60-е годы мы питались примерно так же. Правда, на обед у нас бывал суп без второго. И не из-за бедности - и я, и мама, этим наедались. Так называемое "второе" шло у нас на ужин. Дома в мои детсадовские и ранние школьные годы на завтрак мы обычно ели либо варёные яйца (всмятку), либо омлет, либо молочную кашу, ну а ещё могло быть ужасное - творог. До сих пор люто ненавижу творог. Отвратительная и сухая кислятина, хотя мама добавляла в него сметану. Творожный сырок с изюмом ещё как-то можно было вынести. Также как-то можно было смириться с творогом в форме сырников.

Из супов мама варила тогда борщ, щи, рассольник, гречневый кулеш, весной - зелёные щи с крапивой и щавелем, овощные супы. Всё на мясном или костном бульоне, по крайней мере, я не помню, чтобы тогда было иначе, хотя жили мы стеснённо. Из мяса делались котлеты, бигос, макароны по-флотски, гуляш. До 1968 года, пока мама не защитила диссертацию и не получила прибавку к зарплате, мясные блюда бывали у нас не каждый день. Спасали грибы свинушки, которые мы собирали там, где сейчас шоссе за лыжной базой им. Алика Тульского. Там по канавам окрай полей их росло много. Мама мариновала их с чесноком и пряными травами, и к картофельному пюре получалось божественное дополнение. Мы также по осени собирали опята и сушили их, нанизав на нитку. Гирлянды висели, протянутые под потолком. Зимой мы варили с этими опятами суп. К картошке в любой форме (пюре, варёная, жареная) могли подаваться солёные огурцы или квашеная капуста. Были ли свежие овощи летом, не знаю - на лето меня увозили либо к бабушке, либо к её сестре. И трапезы моей тётушки - совсем отдельная песня.

Пару раз в начале 60-х дядюшка приносил с охоты тетеревов, а также рыбу, пойманную зимой на подлёдном лове, на нашем Обском водохранилище. Тогда она не была ещё столь глиставой. Помню окуней, ершей и сорожек. Лещей и сазанов не было. Из всего этого богатства сварили уху. Я, правда не ела или ела чуть-чуть - от одного запаха речной рыбы меня начинает выворачивать. А запекаемые в духовке тетерева чем-то невероятно противно пахли. Наверное, чесноком, как я теперь понимаю.

Перед сном мы обычно пили чай с печеньем или оладьями, если мама их жарила. Иногда мне давали кефир. Я его ненавидела - кисло, хотя сахар допускался. Конфеты у нас вообще были не в чести, шоколадные бывали в основном по праздникам. Во-первых, "незачем зубы портить", во-вторых, всё-таки лишний расход, а толку от них мало. Шоколадки были большей частью подарками маминых друзей и знакомых (особенно бездетных тётенек). Благо друзей было много, и они часто приносили гостинцы, но мне всё равно не давали развернуться.

Фруктов в нашем доме в 60-е годы я особо не помню. Году так в 64-м меня угощали бананом, кажется, даже не один раз. Яблоки в основном нам присылала бабушка - представьте себе, ехали посылки с заботливо упакованными яблочками разных сортов через полстраны, из Мичуринска (Тамбовская область) в Новосибирск. Она же присылала нам варенье - маме некогда летом было варить, у неё был полевой сезон. Бабушка упаковывала варенье (особенно ей удавалось земляничное) в два-три полиэтиленовых пакета (тех, старинных, советских, которые стирались и сушились на прищепочке), хорошенько их перевязывала, так, что ни капли не вытекало при пересылке - и опять-таки посылала в деревянном ящике, заколоченном гвоздиками, через полстраны. Помните эти ящики из фанеры? И как писали адрес на крышке химическим карандашом или чернилами? И как потом, поддевая ножичком, эту крышку с гвоздями получатели отдирали? и ящики можно было ещё использовать - даже послать в них что-то. А вот из крышки надо было вынуть гвоздики, и иногда её переворачивали чистой стороной вверх и тоже использовали второй раз. Я помню, как будучи уже постарше, тянула пассатижами эти гвоздики. Посылку, кстати, тогда можно и нужно было упаковать и заколотить (для мягких посылок, а также тех, что в ящиках, но больше какого-то веса - обшить тканью) дома.

Иногда, особенно под Новый год, удавалось поесть апельсинов или мандаринов. Но я помню, что в первой половине 60-х они у нас были исчезающе редки. Не знаю, с чем это было связано - то ли дефицит, то ли дорого было для нас.

Когда я пошла в первый класс, мы с мамой стали иногда обедать в столовой Института геологии и геофизики, где она работала. Там была очень неплохая столовая. Ассортимент был обычный столовский, но готовили вкусно, и стоило всё это относительно дёшево. Всегда была очень вкусная свежая сметана (видимо, не разбавленная кефиром). Сотрудникам иной раз даже можно было купить такой сметаны на вынос - если оставался излишек к концу обеденного времени. А вообще в обед мама обычно приходила домой - не столько потому, что дома питаться было экономнее, сколько для того чтобы присмотреть за мной и проконтролировать приём пищи.

Первый холодильник появился у нас, когда мне было семь лет, то есть в 1966 году. Тогда не в каждой семье был холодильник. В семье Д., которая была зажиточней нашей, холодильник появился примерно в то же время. А до этого они пользовались встроенным шкафом-холодильником под окном в кухне. У нас в Академгородке две первых серии домов (кирпичные трёх- и пятиэтажки и полногабаритные, "ангарские") имели такие ящики. В принципе, если учесть, какая долгая и холодная у нас зима, это разумное решение. Мы жили в обычной хрущёвке, поэтому у нас не было встроенного шкафа под окном. Мама всё выносила на балкон. Летом она была, как я уже говорила, в поле, ну а как она хранила продукты на исходе весны, когда уже тепло, и в начале осени, когда ещё тепло... Не знаю. Надо будет узнать.

После всего перечисленного выше с дотошностью Карины Балалаевой, хочу задать вам несколько вопросов.

Камарады, детство которых пришлось на 60-е, а как питались в ваших семьях? Если кто-то захочет что-то рассказать со слов своих родителей или знакомых о том времени - тоже хорошо. А если вы младше указанного возраста и захотите рассказать о каком-то другом времени - пожалуйста, расскажите. Только укажите, какие это были годы.

1. Ходили ли вы в детский сад? Как там кормили? Ели ли вы при этом дополнительно дома? (Мы с мамой ещё чай на ночь пили, например, а если мама считала, что "нет, ты уже проголодался", то мне и котлетку могли подогреть или сырник сделать).

2. Что ели в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?

3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома.

4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все ели дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед?

5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?

7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?

Только, отвечая на вопросы, укажите, пожалуйста, место (так как питание, скажем, в Архангельске и в Киеве могло существенно различаться по ряду параметров, а городской набор продуктов - от сельского) и социальное положение родителей. А то когда начинают яростно сцепляться по поводу того, как же выглядела продовольственная корзина в СССР, то и дело забывают указать временной отрезок, локус и социальное положение членов семей спорящих. А то вот наш Лёша Д-ский, сын академика, до сих пор свято уверен, что в СССР было необыкновенное разнообразие недорогих продовольственных товаров, которые было легко купить, их даже на дом приносили.

Date: 21/12/2014 02:33 (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона (http://www.livejournal.com/?rating=ru_siberia). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 21/12/2014 02:45 (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Крупное село в Иркутской области

>>1. Ходили ли вы в детский сад?
С нами жила бабушка, уже вышедшая на пенсию, поэтому не ходил.

>>2. Что если в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?
См. также ниже.
Скота своего не было, поэтому мясо приобреталось у знакомых, молоко постоянно приобретали у соседей (когда я был маленький, держали козу на молоко, потом бабушке стало слишком хлопотно уже с нею возиться). Молока уходило три литра в день, часть в каши и проч., часть так выпивалась.
Фрукты в сезон покупали в магазине, а осенью присылали родственники в посылках. Орехи тоже от них.
Рыба морская из магазина, а также самоловленая (кроме периода с января по май, т.к. подледной ловли у нас там не особо занимались, в конце зимы больно толстый лед да и шиш кого там в это время поймаешь).
Сласти были. Конфеты, домашняя выпечка, свое варенье.
Хлеб - из магазина. Выпечка своя.
Бакалея, консервы, понятно, из магазина. Плюс свои заготовки (огурцы, помидоры, варенье, грибы).
Насколько разнообразен - ну как тут скажешь, не скажу чтоб сильно, но не скажу, что однообразно.

>>3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома.
В общем три. Ну там и на столе что-нибудь стояло типа выпечки, можно было прийти чаю попить.

>>4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все если дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед?
-- Так же. Родители работали в пяти минутах ходьбы (мы жили на задворках школы), ЕСЛИ было время - приходили, а если не было, иногда в школьной столовой обедали или, так сказать, график сдвигался.

>>5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?
-- Безусловно. Коровы и так не было, еще бы и огорода не было... можно конечно было и покупать у соседей, но тогда пришлось бы ограничивать себя в чем-то "несъедобном". Картошка, капуста, морковка, лук, свекла, огурцы, помидоры - свои. Картошки на семью из четверых с 6 соток было ровно достаточно. Холодильник, кстати, купили только в 1977 году, до этого был только ледник. Не оттого, что их в продаже еще не было (появились, думаю, в начале 70-х, стоили, конечно, недешево, но денег бы нашлось), сколько от того, что бабушка была человек весьма консервативный. В конце концов как-то приехали в гости другие бабушка с дедушкой и убедили ее.
Постоянно держали до десятка кур, в основном на яйца, иногда брали утят на выращивание.

>>6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?
Очень немалое. Всё перечисленное кроме трав (точнее, из трав только дикий чеснок и черемша - не много, но для разнообразия, отец, к примеру, очень любил соленую черемшу, но вот только запах у нее!... :) В заготовки шло не менее пары ведер грибов и столько же ягод (понятно, в сыром виде, потом это всё "уваривается "). Дичь регулярно бывала в охотничьи сезоны (не сказать что много, но десяток-другой уток, иногда зайцы), рыба вообще большую часть года, тоже, думаю, пару десятков кг в год.

>>7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?
Да бог его знает... Бороться - да особенно ни с чем.

(no subject)

From: [identity profile] haraharah.livejournal.com - Date: 21/12/2014 06:05 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 12:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] haraharah.livejournal.com - Date: 21/12/2014 12:49 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:24 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] haraharah.livejournal.com - Date: 21/12/2014 15:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] haraharah.livejournal.com - Date: 21/12/2014 06:06 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com - Date: 21/12/2014 09:08 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:22 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:40 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 18:18 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 22/12/2014 00:30 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/ - Date: 24/12/2014 22:31 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 25/12/2014 01:07 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 26/12/2014 15:53 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 27/12/2014 00:15 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 27/12/2014 09:39 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 26/12/2014 13:37 (UTC) - Expand
From: [identity profile] mumla-pale.livejournal.com
Я родилась и выросла в Молдавии, но до 1980-го года каждое лето проводила у бабушки в Ядрине (Чувашия), у нее был свой дом с садом и огородом.
Моя мама готовила плохо, готовить не умела (единственная дочь на 3 взрослых, отличница-медалистка и все такое)

1. Я ходила в детский сад, но часто болела. Тоже не любила запеканку, обожала ленивые вареники, курицу (у нас в садике ее называли "бабкой-ежкой" почему-то), омлет, не любила макароны с сыром и запеканку. Вообще ела плохо - болезненным была ребенком. Ела ли дома вечером, просто не помню.

2. У нас в ходу была курятина и колбаса. Из протухшей вареной колбасы мать варила супы, часто готовила просто суп из пакетиков - "змеиный супчик". Рыбу мать не переносила, рыба появилась только когда я начала ее готовить. Жарили картошку, котлеты, пюре. Первую манную кашу я сварила в 7 лет. Совершенно не было гречки. Зато часто жарили перцы в сезон, кабачки. Фрукты были и "живьем", но в основном закатывали в компоты - черешню, клубнику, абрикосы, персики. До идиотизма доходило: закупалось несколько ящиков персиков, реально, целая ванна, и мне нельзя было их есть сколько влезет, потому что персики в компот. У бабушки нельзя было есть сколько влезет клубнику, потому что на варенье.
Иногда готовили дрожжевые пирожки, в основном бабушка. В сезон каждые выходные был салат из огурцов с помидорами и сметаной, я его очень любила.
Вообще к 12 годам я полностью готовила на семью. Супы и борщи на курятине, тушеная курятина, тушеная картошка с мясом, макароны, котлеты. Жарили мало и редко, в основном тушили в скороварке на 6 литров дня на три сразу.
Часто готовили молочную лапшу и кисели из брикетов.
Фруктов и овощей было много, но мне запрещали есть их сколько хочется, хотя я могла и кочан капусты ухомячить в одиночку, и килограмм яблок за день съесть. Эти ограничения были не из экономии - семья была весьма обеспеченная. Просто матушка моя... ну, ты в курсе. Когда у меня появились карманные деньги, я тратила их на фрукты. Цены на яблоки до сих пор помню: 30 копеек за килограмм в сентябре и дальше до апреля цена каждый месяц поднималась на десять копеек. В апреле яблоки пропадали, но в мае уже появлялась первая черешня.
Мандарины были редкостью, бананы и апельсины привозились из Москвы, гранаты и хурма были редким лакомством.
Сладости в доме были постоянно - сухое печенье, мать без него чаю не пила. Всегда было сливочное масло и колбаса, какао, молоко и сметана, яйца, сыр. Кефир не пили вообще. Свинина - только на праздники, баранина чаще. Один раз случился индюк. В середине восьмидесятых стала время от времени появляться говядина.

3. За стол в выходные садились три раза в день - завтрак на всех, обед и ужин.

4. В будние дни - завтрак, которым я давилась (я никогда не могла есть спросонья), обед, ужин. Но с середины школы я предпочитала есть в школе, потому что там кормили вкуснее, чем дома. Намного. Готовила-то я по материнским указаниям, а не по своим потребностям.
Мать приходила домой на обед, она работала в пяти минутах от дома. Отчим не приходил, обедал в столовой, дома только завтракал и ужинал. На завтрак каждый день было два крутых яйца. Черт его знает, почему.

5. Участок при доме, точнее, дом с участком, появился только в 1980-м году, когда бабушка и дед переехали из Ядрина в Кишинев. Был он маленький, с плохой землей, и продукции с него, кроме дикого винограда и грецких орехов, особой не было. Зато грецких орехов собирали два мешка. Потом посадили абрикосы, черешню, сажали помидоры и клубнику, но фрукты мне есть запрещали. А, еще была вишня, из вишни варили компоты. Но в основном покупали просто в магазинах: в Кишиневе в сезон килограмм помидоров-"сливок" стоил шесть копеек, арбуз - 15 копеек за килограмм.

6. Практически никакого. В середине восьмидесятых отец иногда привозил пойманную рыбу, сам ее и готовил. Но это разовые случаи, ни на что не влиявшие. А лесов в Молдавии - один заповедник Кодры.

продолжение

Date: 21/12/2014 05:09 (UTC)
From: [identity profile] mumla-pale.livejournal.com
7. Установки: съедать надо все до последней капли и крошки. Ничего не выкидывать. Еда - блажь и досадная необходимость. Еда - не удовольствие. Еда не бывает вкусной. Макароны, кашу, картошку можно есть без хлеба. Углеводный гарнир должен быть всегда. Овощи в чистом виде - не еда. Выпечка только на большие праздники. Салаты - это только оливье, свекла с орехами и чесноком и помидоры с огурцами в сметане. Конфеты можно есть только по одной штуке в день.
Благом не было ничего. Рацион, пригодный для меня лично - это мясо плюс овощи или фрукты. Вдобавок я не люблю "смесовые" блюда, хлеб воспринимаю как отдельное блюдо, печенья не понимаю в принципе. Идеальная для меня кухня - чешская, как я выяснила. В моем рационе обязательно должна быть индюшатина и свинина. Курица - это несерьезно, говядину я не люблю, баранину люблю очень. Мне обязательно нужны фрукты и капуста, орехи и ягоды. Картофель - не дополнение, а совершенно отдельное блюдо. Выпечку я осваиваю только сейчас, потому что появилась восхитительно готовящая подруга, я у нее часто бываю и учусь готовить.

Еще из дополнительного: помню, как в 70-х мать покупала сливочное масло (у нас продавалось "крестьянское" и "бутербродное", "крестьянское" было жирнее, лучше, из "бутербродного" выдавливалась сыворотка), перетапливала его и отправляла посылками бабушке.
Помню, как покупали с братом и ели копченую скумбрию - что-то около 25-30 копеек за рыбину.
В восьмидесятые отчим сменил работу, стал чаще бывать дома и готовил то мамалыгу, то плов.
Вообще было много всего из кукурузы - хлопья, палочки, мамалыга.

Семья - инженеры, у отчима постоянные премии за рацпредложения и подработки по ремонту радиотехники, мать тоже неплохо зарабатывала, плюс бабушка с дедом присылали деньги. Обеспеченная семья.
Засада была в том, что, во-первых, мать не умела и не любила готовить, и до сих пор не умеет и не любит, а во-вторых, она выросла в средней полосе России, где пищевые привычки и набор продуктов совершенно не тот, что в Молдавии. Адаптироваться она не сумела.
Я к 12-ти годам полностью вела дом (готовка, стирка, уборка, глажка, закупка продуктов по списку, стояние в очередях и т.п.). Готовила постоянно, в замужестве тоже и в какой-то момент поняла, что мне это дело осточертело. Сейчас снова готовлю понемногу, благо мне подарили мультиварку и я ее осваиваю.
В 1990-м мне случилось голодать месяц. Вообще без всего, только чай с сахаром. Когда после этого поела жареной картошки - опьянела от еды. С тех пор боюсь голода. В доме всегда должен быть хотя бы трехсуточный запас еды. Крупы, бобовые, макароны, мука, сахар. Масло, хотя бы растительное. Мясо - хотя бы на два дня. Хранить продукты мне особенно негде, к сожалению, а то я бы запаслась. Но у нас в доме жучки, а стеклянных банок для сыпучих продуктов у нас недостаточно. Но при возможности я запасаюсь крупами, сахаром, чаем - и спичками, потому что курю трубку :)

Re: продолжение

Date: 21/12/2014 13:49 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Нда, совсем другая картина. Спасибо за подробный ответ.

Про советские супы из пакетиков у наших знакомых горных туристов были шутки: детям рассказывали сказки, где с кем-то, в том числе и с реальными лицами, возникали всякие трудные ситуации - например, ребёнка в лесу окружали волки. И был там персонаж-трикстер с волшебным оружием - заяц с супом в пакетиках. Этим супом можно было посыпать волков или заставить их съесть содержимое пакетиков, после чего волки или умирали, или дристали несколько дней, и им было уже не до съедения персонажа.

И уж эти чёртовы домашние консервы! Если вдуматься - перевод продуктов. Лучше бы давали детям налопаться от пуза летом, в сезон. Меня, правда, не ограничивали - мама ничего такого не делала, варенье, как я уже говорила, варила бабушка, а у тётушки было столько плодов её сада, что все было не съесть ни в каком виде.

А курицу в твоём детском саду называли "бабкой-ёжкой", потому что у Бабы-Яги избушка на курьих ножках!
Edited Date: 21/12/2014 13:50 (UTC)

Date: 21/12/2014 07:16 (UTC)
From: [identity profile] gelena-s.livejournal.com
Я до девяти лет прожила в тверской области, тогда Калининская. Родители служили на Крайнем Севере, меня туда не пропустила комиссия по здоровью. Родиителям на голубом глазу аосоветовали сдать в детдом на это время. Мне было два года. Отдали бабушке в Волочек.
Я с шестьдесят первого. Все детство очереди. В сад не ходила. Таскалась с бабушкой по очередям. Жили в своем доме, но держать даже кур бабушка почему то не хотела. Хотя соседи держали.
Кормились довольно однообразно.
На утро обязательно два яйца в смятку, и какао с молоком. Обед суп отвратительный с крупно порубленной морковью. Вечером или котлеты с подливой из томатной пасты с гречей или картошка с селедкой и солеными грибами.
В ягодах и фруктах не ограничивали, ела все с куста, потому регулярно кормили цитварным семенем от глистов. По моему всю улицу, ровесники ели все.
Собирали ягоды в лесу, на малину не брали, потому как уж очень дети царапались. Еще на мне было обобрать все яблони, это уже постарше в каникулы. До сих пор помню яблоки или ягоды в глазах перед сном.
Потом родители вернулись и мы жили уже около Москвы. В Москву не пустили, потому как не нашли где прописаться.
Там с питанием стало легче, я узнала что такое мандарины и апельсины. До этого возраста я их ела один раз- родители с Севера прислали вот как раз такой посылкой.
У мамы появился знакомый мясник, потому мясо было. Остальное- заказы, очереди, но доставалось все потихоньку. Вот хороших фруктов можно было купить только на рынке и дорого. Помню свой ужас когда в Ташкенте первый раз увидела нормальный рынок. Цены казались сказкой. Но это уже мне было восемнадцать.
Голодно никогда не жили, но уж очень все сложно доставалось. До сих пор была радость , что просто пойти в магазин и купить все, что надо. И не могла долго составлять мужу списки продуктов. Все не верилось, что все есть.
Да, бабушка тоже заставляла все доедать. Помню в старших классах я торопилась в МГУ на занятия в вечерней школе по физике, так она держала рубль передо мной пока суп не доем, типа не даст на дорогу и я не поеду. Она готовила отвратительно, у нее только пироги получались. А суп всегда был совершенно гадостный.

Date: 21/12/2014 14:02 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо за подробный ответ.

Голодно никогда не жили, но уж очень все сложно доставалось - вот эти слова надо было бы поставить эпиграфом к рассказам о добывании пропитания в СССР времён застоя. Вон выше Егор пишет, что они неплохо в смысле питания жили в селе, но там надо было, даже если не держать скотину, иметь огород, ходить в лес - те же самые грибы собирать всерьёз, запасать лесную ягоду, рыбачить и охотиться. Всё это требует времени и сил.

Я вот ненавижу собирать грибы, и теперь я могу пойти и летом купить свежие у тех, кто любит это дело, либо сейчас приобрести в магазине свежие шампиньоны или замороженные грибы. Также и сушить гирляндами мне не надо - продавались до недавнего времени резаные белые. Купила - и надолго хватает ста граммов.

Когда взрослый готовит свиную хряпу вместо человеческой пищи и заставляет ребёнка это съедать, это ужасно. Ведь не скажешь же, что это хряпа, это же какбэ неуважение. Давись, но ешь. Ужас.

Date: 21/12/2014 07:53 (UTC)
From: [identity profile] ihelen.livejournal.com
Я 64 года издания, так что в памяти ближе к 70-му.
1. В детский сад - ходила с полгода, потом бабушка вышла на пенсию. В садике почти не ела горячего, было мне невкусно, но догонялась хлебом с маслом. В смысле еды я была оочень проблемным ребенком, медицински - сначала меня откачивали в младенчестве, когда я после прививки на фоне соплей перестала есть вообще, а потом в 5 лет, когда попытка родственников на каникулах приучить меня к здоровой пище дала эффект минус 5 кг, при общем весе 16.
2. Оборонный город Горький.
Колбасу в магазине я помню последний раз года в 4, потом фсее, хлебушек и кефирчик. Мяса не было никогда (кроме суповых наборов, костей за 90 коп), но ловилась курица, был минтай и хек, были яблоки, была молочка. К вечеру в магазинах уже ничего не было, но у нас бабушка была пенсионерка, с утра закупалась. Цитрусовые появлялись под новый год, дважды за 15 лет времени детства случались бананы, зеленые.
Конфеты я не любила, и по сю пору к сладостям равнодушна. Шоколад, даримый мне в детстве, поедала с удовольствием маменька.
3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол?
Никогда, по-моему. У нас было физически неудобно для больших обедов- - коммуналка.
4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все если дома?
Я- - два, после школы и ужин. И жевать булку над книжкой.:)
Мать работала на другом конце города, обедала там в столовке. Когда совсем абзац был с мясом, привозила мне из институтского буфета бутеры с колбасой.
5. Нет. Совдепия-с, не заслужили-с.
6. Какое место в рационе вашей семьи составляли дары природы?
Преизрядное. Наволочка сушеных грибов, два ведра соленых + литров 10 разного лесного варенья = выживательный минимум совецкого инженера. У меня по сю пору грибной суп на столе ассоциируется с финансовой ямой.
7. Да никаких, особенно - кроме минимального недельного запаса продухтов и непременной заготовки грибов (но эт не каторга, а удовольствие)

Date: 21/12/2014 11:26 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо.
Мне примерно так и рассказывали мои нижегородские коллеги про снабжение оборонного города Горького. Честно сказать, мне это сейчас дико и дичайше: "карман" России, город с развитой промышленностью (и с какой историей!) сидел на скудном пайке. А ведь до революции в целом это были очень "сытые" места - сам Нижний и его земли. Собственно, именно это давало старообрядцам возможность там так пышно цвести: они или занимались сельским хозяйством и становились зажиточными, или занимались бизнесом и становились купцами, и это позволяло им платить соответствующие подати да и взятки давать, чтобы власти не прессовали, о чём со скорбью писал Мельников-Печерский.

А я кусочничала обычно сладким печеньем. Правда, уже в школе, когда после уроков оставалась дома одна. Печенье было дёшево (помню пачки по 14 копеек, его можно было даже купить на монетку, найденную на улице.

(no subject)

From: [identity profile] ihelen.livejournal.com - Date: 21/12/2014 11:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 12:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ihelen.livejournal.com - Date: 21/12/2014 12:56 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 15:03 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 21/12/2014 16:10 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 18:19 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 21/12/2014 19:17 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iriele.livejournal.com - Date: 23/12/2014 19:17 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 08:20 (UTC)
From: [identity profile] levkonoe.livejournal.com
1. Ходили ли вы в детский сад?
нет

2. Что если в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?

Все было. В наших краях (Бессарабия) 60-е годы были изобильны. Фрукты-ягоды почти даром (воткни палку и собирай абрикосы). И мясо было без проблем, и даже несколько сортов колбас в магазине (хотя помню, что сервелат по 4.20 мы не покупали, дорого). Рыбу бабушка не любила, поэтому не помню, была ли она, но из общих соображений думаю, что была. В 70 годы изобилие пошло на спад, а в 80 уже еду только "доставали". Не голодали, конечно, но процесс доставания изрядно задалбывал.


3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома.


Три раза, а в промежутках можно було кусочничать пирожками. Фрукты за
прием пищи не считались, их можно было есть непрерывно (что я и делала, читая книги лежа под столом рядом с тазом черешни).

4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все если дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед?

у меня была бабушка, поэтому все было одинаково что в будни что нет

5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?

никогда никакого

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?

вообще никакого.


7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?

да не припомню. Для ме6ня было ужасом тольько "пока не доешь все, не встанешь", но это было еще в 50-е 8)))
Edited Date: 21/12/2014 08:22 (UTC)

Date: 21/12/2014 10:29 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо.

Ну, примерно так же, как было в Умани - если бы у тётушки не было сада, фрукты, овощи и зелень можно было бы купить за копейки на базаре. И там же она покупала мясо в мясных рядах - наверное, там кооперативная торговля была в этих мясных лавочках, как я понимаю. А в магазинах был прекрасный хлеб, молочные продукты, сливочное масло было изумительное. И конфеты Винницкой фабрики.

И да, в 70-е там стало похуже в магазинах, но рынок цвёл. А в 89 году, когда я последний раз приезжала туда, уже случилась катастройка по всему Союзу, в продмагах бывала всякая экзотика, а вот за мясом мне пришлось идти в так называемый ветеранский стол заказов к чёрту на рога. Бедные ветераны, как они там это выдерживали... Я молодая была, а чуть нервный срыв не получила, потому что там надо мной тамошний дядька-дежурный начал просто издеваться.
From: [identity profile] ivha-ua-nsk.livejournal.com
Господи! "Пятнадцать наших" в голодомор...(((
Я живу здесь, на земле, где он прокатился. Тут все помнится. У нас как-то сидел в гостях один знакомый, рассказывал, что у его дядюшки на голове, под волосами - шрам. Дело было в том самом 33-м. Дядюшка был еще пацаном, и мать зачем-то послала его к соседке-родственнице. Заходит пацаненок в хату, а соседка - с ножом в руках на него. Вывернулся, убежал. Но шрам остался. Вот такие были дела.

А про войну и блокаду я вообще промолчу...

Че-то, Оль, не хочется писать о детстве. Потому как-нибудь.
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, в небольшом селе однофамильцы - это стопроцентно родственники разной степени родства. О некоторых я знаю точно по маминым рассказам. Грустная картина.

Папашу моего как-то сумели вывезти из Ленинграда, но туберкулёзом он также успел там заболеть. После войны активно лечился. Не знаю, ел ли собачье мясо, но излечился полностью.
From: [identity profile] multi-mouse.livejournal.com
Мое детство - 80-е, начало 90-х, Рязань. Родители - участковый терапевт и юрист на заводе. Мы жили получше, чем другие, помогали мамины пациенты: работники хлебзавода приносили в подарок украденные с производства сахар, изюм и сладкие булочки, в эпоху талонов пациенты-диабетики отдавали маме талоны на кондитерские изделия, и вообще, все откуда-то тащили любимому доктору съестное, и это нас здорово выручало. Кроме того, у нас с сестрой были проблемы с ЖКТ, педиатр выдавала специальные талоны на диетическое питание, и мама в каком-то специальном месте по специальным талонам получала кефир, творог и сливочное масло (ей приходилось два раза в неделю вставать в пять утра и идти занимать очередь, потом договорилась с соседом, который получал молочные продукты по спецталонам для дочери-инвалида, и они с мамой стали ходить через раз - один из них шел в пять утра и занимал очередь для двоих, а второй подтягивался к восьми утра, к открытию). В магазинах сливочного масла не было, оно считалось диетическим продуктом, его давали на завтрак в детских садах, больницах, санаториях и по спецталонам. Обычные граждане за ним ездили в Москву.

Мясо вообще не продавалось. За ним ездили в Москву, покупали столько, сколько могла вместить морозилка (зимой еще выручал балкон). Мясо ели не чаще раза в неделю, мясные блюда считались праздничными, и готовили их только для членов семьи, кормить гостей мясом считалось невообразимой роскошью. Белковая пища была, в основном, представлена курицей. Самая любимая еда детства - куриный суп с лапшой и тушеная курица с картофельным пюре.

Гречка была предметом дефицита. Мы ее получали по блату, опять-таки через маминых пациентов. В магазинах ее не было. Один раз к нам пришел мастер, чтобы заменить балконную дверь, увидел на балконе мешок с гречкой и обомлел от такого богатства.

Сладкое почти не покупали. Родители варили летом варенье - по 30-40 трехлитровых банок, и весь год пили чай с вареньем. Конфеты были только на Новый Год, в сладких подарках. На большие праздники мама пекла торт "Прага" со сгущенкой, (причем сгущенку запасали заранее, она иногда исчезала из продажи). Летом бабушка иногда пекла шарлотку - возле нашей мноэтажки росло несколько старых яблонь, яблоки были кислые и жесткие, но пироги с ними были очень вкусные. Папа ездил в Москву раз в два месяца за мясом, сыром и сосисками, иногда привозил еще московские эклеры или торт "Сказка". И обязательно лимон к чаю. Это был предмет роскоши, один лимон растягивали на несколько дней, отрезая по маленькому ломтику.

Один раз папа привез из Москву апельсины. Стоял в очереди несколько часов, и давали их только по паспорту с московской пропиской. Папин друг по университету, москвич, стоял в очереди вместе с папой и купил нам апельсинов по своему паспорту.

В детский сад я ходила. Кормили примерно так, как Вы описали, только без мясных блюд. Вместо мяса была курица или отварная рыба. К какао давали странный бутерброд - сэндвич из двух "юбилейных" печений, между которыми было сливочное масло и ломтик сыра. Мне это казалось очень странным - сладкое печенье и соленый сыр. Я ела по отдельности, сначала печенье с маслом, а потом уже сыр. Печенье с маслом люблю до сих пор, вот только что пила с ним чай :)

Дома "второго" блюда на обед не было, только суп - борщ, щи из квашеной капусты или куриный бульон, летом зеленые щи из щавеля, все супы всегда на костном бульоне. Грибы не собирали. Но мамин дядя из области иногда присылал грибы, которые мы солили и ели по праздникам как деликатес, и речную рыбу, из которой варили вкусный суп или делали заливное на праздник. На ужин часто ели гречку и макароны просто так, не как гарнир к мясу или рыбе, а как отдельное полноценное блюдо. Что на ужин? Макароны. С чем? Что значит, с чем? С маслом. Сейчас это кажется странным, и к макаронам хочется хотя бы сыра, а тогда это было нормальным - картошку если с соленым огурцом или квашеной капустой, а гречка или макароны были сами по себе.

Дача у нас была (и есть), но источником продуктов она стала только к концу 90-х, я тогда уже заканчивала школу, и это время вряд ли можно отнести к эпохе детства.
Edited Date: 21/12/2014 11:19 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, всем можно и нужно!

Спасибо за подробный рассказ.

Блин, а я как раз сейчас сижу пью чай с лимоном, уже второй(!) ломтик себе кладу! Могла бы и третий отрезать, но у меня внутренний лимит по сахару - я лучше потом конфетку съем. Какая я буржуйка, однако! А между тем, с нашими зимами (даже Рязань - далеко не Афины или Кордова) как раз бы цитрусами и побаловаться. Вот сейчас я спокойно доживаю до весны, не испытывая томительного желания "я бы чего-то съела, только вот не пойму, чего" - первый характерный признак начинающегося авитаминоза. Когда сходил снег, мне хотелось грызть кору на лиственницах (молодые побеги их мы, дети, и так ели, не зная, что лагерники в тайге ими спасались от цинги) и жевать вообще любую траву - так хотелось зелени.

А сейчас - вон, пожалуйста, магазин овощной, где бОльшая часть продукции - из соседнего Узбекистана. Прекрасный виноград до сих пор, трёх-четырёх сортов. Есть и цитрусовые из Турции. И всё по карману - ну, о беднейших слоях, конечно, речь не идёт. Но можно купить, в конце концов, ОДНО яблоко, а не давиться три часа в очереди за пятью килограммами (обидно же, столько отстояв, покупать меньше положенной максимальной нормы).

Да, всё это начинает забываться, а зря.

А печенье с маслом и мы дома ели. Такое пирожное на скорое руку. Я вот про мороженое забыла - мне его категорически не давали, то был запретный плод.

Date: 21/12/2014 11:10 (UTC)
From: [identity profile] multi-mouse.livejournal.com
У нас дома все ели в разное время, у родителей не совпадало время начала и конца рабочего дня, мы с сестрой то ходили в сад, то болели, потом я пошла в школу, а ее забрали из садика, в общем, мама и бабушка по очереди готовили, родители ели, когда придется, а за питание детей отвечала бабушка.

Из детства я вынесла убеждение, что самая вкусная еда - домашняя. Осталась привычка есть в одиночестве, и в большинстве случаев мне дискомфортно есть в присутствии другого человека (хотя есть несколько исключений). Мы и сейчас с родителями едим сами по себе, моя задача - наготовить, чтобы был полный холодильник, а дальше уж каждый сам себе положит-разогреет, когда захочет. И еще осталось стремление все запасать, вечный страх, что опять все будет по талонам и спецталонам, через черный ход и по блату, которого у меня нет, потому дома в запасе 50 пачек макарон, мешок риса, мешок гречки, сахар, подсолнечное масло, десятки банок с вареньем и медом и т.д. Я стараюсь не брать с собой лишних денег, когда иду гулять или в гости, потому что я знаю, что не удержусь, зайду в магазин и куплю очередные пять кило гречки или сахара.
Edited Date: 21/12/2014 11:21 (UTC)

Date: 21/12/2014 12:33 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Мне отрадно узнавать, что не я одна ушиблена чёртовым Совком. И вот да, все эти талоны-спецталоны-чёрный рынок - господи, как же хорошо без всего этого жить! Сколько проблем сразу снимается! Какая туева хуча времени высвобождается!

А вот моя дочь уже этого не понимает. Спрашиваю её: вы запаслись уже маслами, мукой и гречкой? А они с зятем ржут над старой матерью. А между тем, у них в квартире та-а-акая кладовка! Там целый склад можно устроить. Так нет же...

"Я стараюсь не брать с собой лишних денег, когда иду гулять или в гости, потому что я знаю, что не удержусь, зайду в магазин и куплю очередные пять кило гречки или сахара" - вот точно то же самое! Точнёхонько. Но при этом в голове вертится мемуар Д.С. Лихачёва, как их семью в начале блокады спас мешок сухарей, которые они всё-таки успели насушить.
Edited Date: 21/12/2014 12:35 (UTC)

Date: 21/12/2014 11:12 (UTC)
From: [identity profile] piotr-sakharov.livejournal.com
Мое детство (я 1957 г.р.) как раз пришлось на 60-е. Жили в Москве. К спецраспределителям доступа не имели, но всё-таки папа имел ученые степени, да к тому же был членом Союза писателей, т.е. изредка могло перепасть каких-то чуть более дефицитных продуктов. Не бедно жили, но и не особо богато (машины не было, дачи тоже). Дефицит продуктов питания стал возрастать с сер. 60-х, и чем дальше, тем хуже было в этом плане.

1. В сад ходил. Завтракал, обедал и полдничал (после тихого часа) в саду, ужинал дома. Мне меньше нравилось то, чем кормили в саду, чем то, что было дома. Но в целом сытно. Каши разные (не любил, когда с пенкой и с запахом подгоревшего молока). Очень не любил, когда запеканку давали. После фаршмака в саду у меня до сих пор физиологическая реакция на одно это слово (как бы мне ни старался кто-нибудь объяснить, какой вкусный на самом деле настоящий фаршмак).

2. В семье ассортимент был достаточно широкий. На завтрак обычно какая-нибудь каша. Обед бывал из двух блюд (суп и второе) + десерт. Из супов чаще всего бывали щи, борщ, грибной из сушеных белых грибов (это я больше всего любил), бульон мясной или куриный. На второе какое-нибудь мясо (иногда из супа) или рыба с гарниром (картошка, либо рис, либо гречка). Ужин - либо каша, либо в формате 2-го блюда. (На ужин очень любил хрущовскую кукурузу в банках, которая со сменой руководства страны тотчас полностью исчезла). Нередко плов готовили - настоящий (ведь по отцовской линии мы ташкентские), особенно если гостей ждали. Фрукты были разные, но большей частью по сезонам. Бананы были вполне доступны в начале 60-х, потом стали дефицитом. Сладости тоже были разные (правда, родители запрещали мне леденцы, говорили, что от них сильно портится зубная эмаль). Из сладостей к сер. 60-х начисто исчезла сливочная помадка и страшной редкостью стали глазированные сырки. Мы по ним воздыхали, как и по кукурузе в банках.

3. В выходные садились за стол 3 раза: завтрак (под программу "С добрым утром" по радио; по будням я завтракал под "Пионерскую зорьку", слушал, как плохо живется детям при капитализме), обед, ужин. Иногда, если шли куда-то гулять, то могли пообедать и в общепите (бывало, что и в ресторане).

4. Два раза: завтрак и ужин. Родители обедали на работе.

5. Приусадебного участка не было до сер. 80-х. Когда он появился, родители очень большое значение придавали продукции с него.

6. Дары природы имели большое значение. Родители в те годы были страстными грибниками. Обычно на часть лета мы уезжали куда-нибудь в русскую глубинку, всякий раз в разную. Бывало, что и в выходной куда-нибудь выедем в лес. Грибы собирались, елись, заготавливались (солились, мариновались, сушились). Ягоды тоже. Из брусники каждый год заготавливалась брусничная вода. Она стояла в 3-литровой банке в холодном шкафу под окном на кухне. Каждый день я выпивал стаканчик, а то и больше, брусничной воды. Свежая рыба тоже часто бывала, потому что отец моей мамы и ее брат очень любили рыбачить, но совсем не любили рыбу есть, поэтому уловы (иногда колоссальные) в основном передавались нам.

7. Еда готовилась из расчета чем дольше ее хватит, тем лучше. Мне это не нравилось, потому что она надоедала и да невкусной становилась. Пищу категорически нельзя было выбрасывать (если уж не доесть всю подчистую, то хоть как-нибудь утилизовать - скормить зверушкам, птичкам и т.п.): в меня это очень глубоко вошло, до сих пор не могу избавиться, хотя понимаю, что всему должен быть разумный предел.

Вот так в общем.


О.А., исправьте, пожалуйста, в нескольких местах "если" на "ели".

Date: 21/12/2014 15:02 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо, исправила.
Спасибо за подробный отзыв.
Получается, вы жили жизнью советского среднего класса, причём столичного?

Ах, "Пионэрская зорька!" А ещё была "в эфире "Звёздочка! Наша октябрятская "Звёздочка"!" Тьфу, девчонка там была с таким противным голосом. И "Пионэрскую зорьку" я тихо ненавидела. Мне стыдно было за такие чувства, но я ничего не могла с собой поделать - она мне была тайно мерзка, как манная каша с комками.

"С добрым утром" была взрослая передача, опять же она означала воскресенье. И там бывали хорошие песни.

(no subject)

From: [identity profile] piotr-sakharov.livejournal.com - Date: 21/12/2014 15:38 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 16:31 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 12:01 (UTC)
From: [identity profile] nadinefrancaise.livejournal.com
Я 69-го года рождения, районный центр в Тульской области. Мама - инженер в легкой промышленности, зарплата 100 рублей. Дедушек-бабушек не было, отца не было.
1. Ходили ли вы в детский сад?
И в ясли, и в детский сад, в детский сад часто на круглые сутки. Еда была не просто плохой - отвратительной. Можно было без отвращения есть только хлеб и макароны. Самый ужас - клейстер, какая-то каша из картофельного крахмала. Или разведенные в теплой воде дрожжи. Мясо не помню, рыба была с каким-то отвратительным запахом тухлости.
Мама приходила с работы поздно, поэтому ужина часто не было.

2. Что ели в вашей семье в 60-е?
Кормились с огорода, в основном овощи и консервы - огурцы, капуста, помидоры, варенья. Молоко в магазинах было, масло, сметана, иногда яйца. Хлеб - всегда, печенье, баранки и т.д. Из рыбы - селедка и минтай. Раз в год ездили в Москву, привозили оттуда килограмм 10 говядины, мама из нее варила тушенку, ели пару раз в месяц по выходным, как праздник. Конфеты были только соевые или подушечки, еще леденцы и карамель, шоколад ела только в Москве, когда меня отправляли на каникулы к родственникам. То же и всякие свежие экзотические фрукты. В родном городе не знали разницу между бананами и ананасами :)

3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол?
В выходной три раза.

4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все ели дома?
В будние - завтрак и ужин, я приходила из школы и пила чай с хлебом и маслом вместо обеда, потом бежала в музыкальную или спортивную. На завтрак ели манную кашу и морковный салат. Вечером картошку с соленьями, суп из рыбных консервов, лапшу, макароны, яичницу и т.д. В школе была столовая, но еще хуже, чем в детском саду. Иногда на большой перемене с голодухи бегала в соседнюю кулинарию, покупать коржики по 8 копеек, очень вкусные.

5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"?
Дача была, основной источник еды.

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?
Грибы собирала все лето, также травы - душицу, зверобой. Сушили, солили, мариновали. Рыбу я пыталась ловить, но ее даже кошки есть отказывались: наш химкомбинат сливал все отходы в реку, иногда рыба плыла брюхом кверху, а в целом была настолько пропитана химией, что при варке стоял запах, как если поджечь технический спирт.


7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?
Мама - военный ребенок, и дочь врага народа, все детство голодала, поэтому еда считалась святым и ее надо было есть, пока влазит, а потом еще столько же. В детстве и юности я была довольно толстая, потом научилась не есть как не в себя.

Date: 21/12/2014 12:29 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Бедные наши родители... Конечно, они хотели как лучше для своих детей, но результат, увы, был не всегда, гхм, эквивалентен ожидаемому.

Я в детстве тоже была не то что толстая, но такая квадратненькая, довольно нескладная, так что превращение увальня в стройную газель в 13 лет вызывало постоянный шок у всех знакомых любого возраста. Кстати, для меня было открытием в довольно зрелом возрасте, что я могу отказаться от каких-то пищевых привычек как от неполезных. Например, отвергнуть это чёртово варенье. Я само слово почему-то тайно ненавижу - может, потому, что в детстве меня пытались убедить, что оно вкуснее и полезнее шоколада. А если подумать, пользы в нём ноль или близко к тому. Калорий дофигища, а витамины все разрушаются при варке. Или я пришла к пониманию, что иногда лучше в таз, чем в нас. Что выбрасывать еду, конечно, плохо, для меня это до сих пор грех, но если она совсем невкусная, или уже начала портиться, или её было слишком много, а давиться ею не хочется - таки в таз.

...А у нас в Академгородке, оказывается, парадиз был! Детсадовская еда бывала всякой, мамина, конечно, была лучше, не говоря уже о тётушкиной, но есть вполне было можно. Часто даже вкусно - горошницу я полюбила именно с детского сада, дома её не делали. Неоднородная мозаика складывается из наших воспоминаний, что естественно. Рыбка, источающая химические ароматы, восхитила. Надо будет погуглить про стандарты, принятые в СССР для очистных сооружений химзаводов.

Коржики - да! А ещё было так называемое "песочное кольцо", из песочного теста, оно было не сахаром посыпано, как коржик, а толчёными орехами. Но стоило дороже. Не помню сейчас, сколько именно.

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:01 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 13:28 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Брагин - Date: 21/12/2014 14:36 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 15:06 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Александр Брагин - Date: 21/12/2014 16:23 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 16:33 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 22/12/2014 12:26 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 13:58 (UTC)
From: [identity profile] lenaik.livejournal.com
Московская область, небольшой город Хотьково, недалеко от Сергиева Посада (тогда Загорск)
1. Ходила в детский сад с трех лет. Кормили там, как я сейчас понимаю, неплохо, примерно так, как вы описываете. Четыре раза в день, летом бывали фрукты - даже арбуз. После обеда иногда давали конфеты - карамель какую-нибудь. Я многое не любила - суп с капустой, творожную запеканку, кисель с комочками крахмала, а не есть было нельзя, ругали. Дома вечером пили чай.
2.Дома ели разнообразно и вкусно. Мама хорошо готовила, Работала рядом с домом и ей хватало времени приготовить обед. Иногда, правда, мы ели суп из пакетика, были такие югославские супы в пакетиках из фольги, казались очень вкусными. А так - всякие овощные супы, куриный бульон с клецками или рисом, летом холодный свекольник и щавель и т. п. На второе - курица или котлеты, жареная рыба, рагу какое-нибудь.
Обязательно овощи, всякие салаты.
Но. Продукты доставались с большим трудом. Фактически все, кроме круп, папа привозил из Москвы. Раза два в неделю ездил в Москву по работе, потом полдня проводил в очередях. Помню, у него был здоровенный кожаный портфель,одно отделение для бумаг, другое для продуктов. Когда он приезжал домой этот портфель распространял заманчивые запахи, там был джентльменский набор: полкило кофе в зернах из чайного магазина на Кировской, кусок говядины в целлофане, голландский сыр, ливерная колбаса, подовый батон за 28 коп, яйца в коробочке...
То, что продавалось в наших местных магазинах есть было нельзя, за редкими исключениями.
Фрукты летом покупали у частников, кругом были частные дома с садами. Мама варила на зиму варенье, но не слишком много.
Осенью у родителей на работе централизованно закупалась в соседнем совхозе картошка мешками, а потом капуста. Жили мы в коммунальной квартире, родители мои были люди городские, скота никакого не было.
Молоко через день приносила молочница.
Сладкое дома было, но дозированно, считалось, что много сладкого вредно (и правильно, наверное)
Шоколад, хорошие шоколадные конфеты были по праздникам. Выпечка домашняя тоже по праздникам.
3. За стол садились три раза в день, утром взрослые пили кофе, дети чай и бутерброды, днем обед, вечером тоже чай, ужин мама не готовила. Между едой можно было яблоко, морковку или стакан простокваши.
Я была толстым ребенком и мама пристально следила, чтобы я не съела лишнего. Но это мало помогало(
4.Утром все завтракали дома, причем в разное время. Обедали как получится. Я - в детском саду, потом в школе, остальные, если успевали - дома.
5. Участок появился в 80х годах, никакой существенной прибавки не дал. Разве что, клубнику там мама развела. Ну, мы её в основном съедали свежую, в сезон. И яблоки со временем пошли.
6. Ходили за грибами в лес, за малиной и лесной земляникой. Это все скорее для удовольствия, чем для заготовок. Хотя малины, случалось набирали помногу.
7. Бороться ни с чем собственно не пришлось, напротив, некоторые полезные установки в студенческие годы были утрачены((

Вообще, когда прочитаешь, складывается впечатление, что все было хорошо и даже очень. Но я помню какое-то постоянное ощущение такой, как бы сказать, продуктовой тревоги - вот сегодня есть, а завтра?
Обязательно надо было чем-то запасаться.
Помню неурожай, по-моему 62 год? Огромные очереди за хлебом, "батон в одни руки", все стояли с детьми, чтобы больше взять. Адский ад.

Date: 21/12/2014 16:18 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо за подробный рассказ!
Да, ваш папа выполнял роль снабженца в отдельно взятой семье и занимался перераспределением ресурсов от центра страны к периферии.

Позже я тоже начала заниматься таким перераспределнием, когда уже училась в университете и начала ездить в командировки и экспедиции (это уже 77-82 годы и позже, до развала СССР).

"Вообще, когда прочитаешь, складывается впечатление, что все было хорошо и даже очень. Но я помню какое-то постоянное ощущение такой, как бы сказать, продуктовой тревоги - вот сегодня есть, а завтра?
Обязательно надо было чем-то запасаться"
- вот это я бы тоже вынесла эпиграфом к описаниям пищевых стратегий того времени. Вроде бы не голодали, кроме совсем уж обездоленных, но именно вот эта тревога всё время где-то шла фоном. И я так поняла, что именно она у меня сейчас активизировалась. Это, наверное, у нас навсегда.

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 16:20 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 15:29 (UTC)
From: [identity profile] moja-zhizn.livejournal.com
1979 г.р., детство в Москве и у бабушки в деревне (Рязанская область).
В Москве был очень небольшой достаток, в деревне крестьяне со своим хозяйством.

1. Ходили ли вы в детский сад? Как там кормили? Ели ли вы при этом дополнительно дома?
В сад ходила и в Москве, и в деревне, пока там жила до 1984 года. В деревне кормили, подозреваю, лучше, потому что в Москве, как мне рассказывали, я есть отказывалась, говорила, что невкусно. Ну и когда начала есть в саду, всё равно медленно ела и ковыряла вилкой, за что на меня постоянно орали воспитатели (и теперь я не могу есть быстро, полчаса обеденного перерыва на работе мне мало, например, даже если я просто пью чай). Помню знаменитое синее картофельное пюре и селёдку - кстати, селёдку после сада не ела много лет - такая она там была мерзотная - уже после 20, наверно, начала есть снова. Помню сладкий кефир с вафлей на полдник, это мне нравилось.
В школе помню рыбу под маринадом - при моей нелюбви к рыбе, это было вкусно. Всякие запеканки - так, средне, не плохо, но и не хорошо. Котлеты были не зажаренные до корочки, как дома, а какие-то мягкие, тушёные, я их почти не ела, потому что брезговала этой самой невнятной поверхностью.
В саду не ужинала, всех разбирали часов в 5, когда родители возвращались с работы - соответственно, ужинали дома. Помню, как меня всегда спрашивали дома, чем кормили в саду, а мне было неинтересно об этом рассказывать, поэтому я начала отвечать, что ничего не давали. Ну, дома понимали, конечно, что это стёб, поэтому перестали спрашивать ))
В деревне же меня кормили вообще всё время.

2. Что ели в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?
Рассказываю про 80е-начало 90х.
Ели довольно разнообразно, мама всегда готовила супы, вообще не помню, чтобы у нас когда-то не было супа, хотя бы молочного. Супы были куриные, щи-борщи-харчо и тд на говядине с костями, периодически рыбные из консервов. Варилось всё в большой кастрюле, на дня 3-4. На ужин что-то в виде второго: тушёная картошка, тушёная капуста, тушёное ещё что-нибудь. Или пельмени, например, если совсем все упоролись за день и уже нет никаких сил на готовку. Как часто мы ели мясо, я не помню, но, наверно, запомнила бы, если всё было плохо.
Были каши, но чаще не в качестве гарнира как та же гречка, например, а как самостоятельное блюдо: гречка с маслом и сахаром или гречка с молоком. Или жареная курица с рисом - это но уже, пожалуй, почти праздничный вариант.
Помню колбасу - "сухую" и "сырую", с колбасой было сложно, получали её в основном в заказах или где-то по очередям. По крайней мере, в перестроечное время. Нельзя было приехать в деревню и не привезти колбасу.
С овощами было хуже. Ели в основном свои заготовки из деревни: огурцы, помидоры, грибы. Свежие овощи были только летом в деревне и "свежий огурец на Новый год". Фрукты в течение года были редко, потому что мне их выдавали дозировано - по крайней мере, отец почему-то пытался это контролировать: типа, ладно уж, возьми яблоко, но только одно. В деревне, в своём саду, овощами-фруктами можно было объесться прямо на грядках. Из Москвы иногда присылали летом посылками то, чего не было в деревне: абрикосы, бананы, что-то ещё, чего я не помню.
В деревне много варили каш, но я ела только манную и "саговую" - не знаю, что это за каша, но была вкусная. Бабушка часто пекла блины, пироги.
Ко второй бабушке мы заходили просто в гости, не жили у неё постоянно, так что насчёт рациона не могу с уверенностью говорить. Пожалуй, каши они варили меньше, больше питались картошкой, консервами и мясом, потому что всегда держали скотину.
Сладкое было время от времени, плюс хорошие подарки на НГ, потому что я была отличницей и получала билеты на ёлки не только у родителей на работе, но ещё и в школе. Зато моя бабушка была учительницей и каждый год получала тонны конфет и прочих вкусняшек, даже когда уже вышла на пенсию, так что в деревне на сладком я отрывалась, пока мама не видит. Например, каждое лето я коробками поедала пьяную вишню в шоколаде - и до сих пор люблю.

Date: 21/12/2014 15:29 (UTC)
From: [identity profile] moja-zhizn.livejournal.com
3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома.
Когда всё совпадало и все были дома, то 2 раза: обед и ужин. Завтракали все в разное время, кто когда проснётся.
В деревне ели все вместе по 3-4 раза: завтрак-обед-ужин и иногда ещё какой-нибудь перекус типа полдника или пирогов с молоком.

4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все ели дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед?
Родители ели на работе, в основном брали с собой еду или деньги.
Ну а так - как придётся, обычно 2-3 раза - по крайней мере, когда я уже пошла в школу.

5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?
Дачи не было, была и есть деревня. Два дома, две бабушки, два хозяйства: огород, куры, овцы, свиньи, сады с фруктами и ягодами. Важная часть, чоуж. Что-то привозили на себе, потому что машины не было и тащили всё сумками: овощи на первое время, мясо, заготовки. Что-то потом присылали родственники или привозили тоже как гостинцы, когда приезжали в Москву.

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?
Траву мы не использовали, а вот грибы-ягоды очень даже. Я вообще не представляю, как можно прожить без грибов, например - и не из-за бедности, а потому что я их очень люблю, тот же грибной суп - моя прелесть. Или жареные грибы с картошкой, оооо...
Рыбу я не люблю, но наши ловили активно, особенно когда был здоров дедушка. Он чутка браконьерствовал на Оке, ставил сети, ловил всякую хорошую рыбу типа стерляди. Вот её я ела. Или воблу они ещё сушили, тоже хорошая вещь. Варили уху. Но это скорее баловство было, не для выживания.

7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?
Установки - да, та же самая "съесть всё". В деревне эта миссия была невыполнима, потому что кормили реально как на убой. Причём, всё такое нажористое, из печки.
Насчёт блага или борьбы - не знаю, честно. Пожалуй, на мне не сильно отразилось, что чего-то не было. Тоже стараюсь, чтобы всегда в холодильнике был суп или хотя бы что-то, из чего его можно сварить. Всегда - запас продуктов на пару дней, хотя бы один пакет молока, десяток яиц, масло, полуфабрикаты вроде пельменей. Всегда покупаю свежие овощи - уж какие есть, но свежие.
Вроде, всё :)

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 19:37 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moja-zhizn.livejournal.com - Date: 21/12/2014 19:41 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 20:09 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 16:08 (UTC)
From: [identity profile] belchester.livejournal.com
Мама, 55 г.р. (с. Бондаровка в Луганской области).

1. Детского сада не было, ходила в ясли со старшим и младшим братом (с года-полутора). Кормили молочными кашами (в основном манной) и вермишелью. Для более старших детей булочки, супы, котлетки. Позже мама, уходя на работу, оставляла детей с тётей (которая была на 5 лет старше старшего ребенка) за символическую денежку.
2. Дома ели борщ (практически каждый день), молочный суп ("затірка"), картошка, супы овощные (кроме того времени, когда резали под зимние праздники свинью), разные каши (на молоке и на воде), вареники (летом я ягодами, зимой с творогом и с капустой), пирожки жаренные(с картошкой ии с ливером). Хлеб пекли сами. Пили компоты (зимой - из сухофруктов).
Рыбы не было практически совсем. Только селедка и тюлька. Мороженная была плохого качества (пока доезжала - портилась). Зимой было мясо за счет зарезанной свиньи. Весной с мясом была наряженка, а под конец лета подъедали петушков из подросших цыплят. А курицы были средством заработать - за 10 яиц в магазине давали 69 коп. Было много молочного (своя корова).
Овощи, которые росли в огороде, а растет там почти все. Включая большое поле кукурузы и баштан (арбузы и дыни). Фруктов не покупали (их и не продавали) - ели то, что было во дворе или колхозном саду: яблоки, груши, сливы, абрикосы, вишни, шелковица.
Из сладкого были леденцы полумесяцем или "подушечки", обсыпанные какао. Домашнее варенье (яблочное, сливовое, абрикосовое).
3. Три раза. Утром суп или каша, в обед первое и второе, на ужин только второе. (но праздничных дней в колхозе не было таких, чтобы все были дома целый день).
4. Ели по три раза. Отец работал в поле, ему носили обед или (если на дальнем поле) он брал с утра с собой). Мама приходила домой (и с поля, и с фермы).
5. Огород. Практически, основа выживания. ))
6. Очень мало: лекарственные травы и липовый цвет, в основном.
7. Очень бережное отношение к еде (особенно к хлебу (бабушка и дед пережили голод 33 и 47). Очень сложно до сих пор выбрасывать даже просроченные продукты.

Date: 21/12/2014 16:09 (UTC)
From: [identity profile] belchester.livejournal.com
Относительно меня (83 г.р., г. Фастов, Киевская обл).
1. В садик ходила. Были каши, супы, борщи, рассольник (мне было нельзя), картофельное пюре, котлета по-киевски, ленивые голубцы (не люблю), булочки и запеканки на полдник. В основном достаточно разнообразно и достаточно вкусно.
2. В 80-е питались вроде неплохо и достаточно разнообразно: супы, борщ с пампушками, каши, запеканки, голубцы, вареники, пельмени, домашняя консервация. Хлеб покупной.
Но все покупки приходилось выстаивать. Но это я понимаю уже сейчас, а тогда почти возмущалась тем, что нам предложили за шоколадным маслом стоять самим - но стояли вчетвером по очереди от восьми утра до четырех с копейками. Мне было семь, сестре - 13.))
Относительно мяса. Дома борщ и суп варились на ребрышках, были котлеты (пусть и не каждый день), на Новый год запекалась курица или утка с яблоками и картошкой. Летом у бабушки вообще кормили по принципу "бедных городских деток надо откормить!": в суп и борщ клалось нужное количество кусочков курицы, чтобы каждому в тарелке попалось. Причем с вечера можно было заказать, что именно ты хочешь. ))
Рыбу в основном помню речную (жаренные карасики или лещи), из морской - хек, путасу, ледяная, ну и селедка и тюлька тоже.
Овощи и фрукты в основном местные, зачастую собственноручно выращенные. Бананы и ананасы появились уже в 90-е. Мандарины и апельсины под Новый год. Летом у бабушки с дедушкой - до отвала гороха (трех сортов), а потом шла молодая кукуруза. Дыню или арбуз было принято есть после каждого приема пищи. А у другой бабушки - яблоки (даже в неурожайный год хватало наесться от души) и ягоды: клубника, малина, смородина.))
Сладости были доступны. И не помню, чтобы особо ограничивали: вазочка с конфетами могла и на видном месте стоять, а мы понемногу таскали. Из конфет помню: Белочку, Кара-Кум (шоколадные), Золотой ключик, Барбарис, Гусиные лапки и Раковые шейки. Плюс у нас было домашнее варенье (сначала ягоды везли для этого от бабушки, а потом и свои с дачи пошли) и очень часто была выпечка (папе на работе давали муку). На праздники были домашние торты.
3. Три раза в день. Перекусы разрешались. ))
4. После садика (3 приема пищи + полдник) мы еще ужинали дома с родителями. Они работали далеко от дома, поэтому обед брали с собой в "тормозках".
5. Дача появилась, когда мне было 6-7 лет. И да, она была ОЧЕНЬ важна. Оттуда шли картофель, морковь, свекла, помидоры, кукуруза, огурцы, ягоды, кабачки, патиссоны, тыква и т.д. а потом и яблоки/груши. Все это покупать мы бы не смогли, поэтому на выходные летом обычно ничего запланировать не получалось: сначала все посадить, поливать, потом прополоть, потом с вредителями бороться, а потом и собирать пора. )) А позже появился еще один небольшой участок.
6. Тогда - очень небольшую. В основном, грибы. Изредка ягоды.
7. Доесть все с тарелки (причем порции были вполне взрослыми). Особенно бабушки транслировали. Сейчас я понимаю почему, а тогда возмущалась, что мне уже не хочется, а надо сидеть и давиться, пока из-за стола не выпустят.
Сейчас борюсь с этим меньшими порциями: лучше потом взять добавки. ))

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 21:13 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] belchester.livejournal.com - Date: 21/12/2014 23:44 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] belchester.livejournal.com - Date: 21/12/2014 23:51 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:27 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 20:48 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] belchester.livejournal.com - Date: 21/12/2014 23:41 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:28 (UTC) - Expand

ТОП: 20:40 (московское)

Date: 21/12/2014 17:40 (UTC)
From: [identity profile] magictop30.livejournal.com
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://tools.t30p.ru/?http%3a%2f%2fmaria-gorynceva.livejournal.com%2f544183.html).
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?maria_gorynceva.livejournal.com&p=tops).Image

Date: 21/12/2014 17:45 (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Я 54 г.р., Казань. Мать учительница начальных классов, отец - актер ТЮЗа. Денег в семье не было никогда, правда, мы делали крупные покупки типа телевизора КВН или холодильника Мр, но это исключительно с елок. Отец считался Дедом Морозом №1 Казани, в праздники был нарасхват - по детсадам, предприятиям, школам иногда, за это прилично платили, поэтому раз в год он бывал богатым и мог позволить крупную покупку. Собственно, только тогда они и делались.

1. Ходили ли вы в детский сад?
Ходила пару лет перед школой. Когда была совсем маленькая, у меня была нянька, но я этого не помню вообще, потом со мной сидела старшая сестра, и вот за пару лет перед школой отец устроил меня в сад. Помню плохо, но думаю, что нас там кормили так, как вы описали, тогда это было повсеместно, считалось санитарными нормами.

2. Что если в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?

Ни черта не было. Кроме того, что денег никогда ни на что не хватало (скажем прямо, мать всегда была ОЧЕНЬ плохой хозяйкой), и в магазинах ничего не было. Супы варились, картошка, серые макароны, рыбные консервы - килька в томатном соусе, чтоб ее, ненавижу до сих пор, селедка, яйца, творог, сардельки, магазинные котлеты по 5 копеек штука. Как-то меня отправили в магазин за котлетами на ужин, а я купила шницели по 8 копеек. выволочку помню до сих пор, очень дорого. Мясо покупалось на рынке пару раз в год. Нет, чуть чаще - дни рождения и праздники. К новогоднему столу отец всегда покупал на рынке гуся, это была традиция. Мать резала его на куски и тушила в большой кастрюле с картошкой. Мне кажется, я ничего вкуснее в своей жизни не ела. Холодец еще варился, а мне давали обсасывать кости. Тоже воспоминания как о чем-то из ряда вон. На прочие праздники лепили пельмени. Чтобы мясо куском или хотя бы гуляш - не помню. Из фруктов яблоки, в новогодние праздники мандарины, их было много, отец с каждой елки приносил подарки для сестры и меня. И конфеты тоже, и грецкие орехи только в Новый Год. Но у моей тетки, материной сестры, был сад, 3 сотки, густо засаженный всем на свете, кроме картошки, и летом мы ели много фруктов и ягод у нее в саду, с куста. будучи отвратительной хозяйкой, мать и готовила отвратительно. Ее "кулиш" я до сих пор вспоминаю с омерзением - пшенная крупа, сваренная даже не уверена, что в бульоне. Она не квасила капусту, не солила огурцы и помидоры, вообще никаких заготовок, все это елось только у тетки с садом, мне ужасно нравилось, но я считала, что это потому что они богатые, а мы бедные. Только во взрослом уже возрасте поняла, что просто подход был разный у двух сестер. Правда, пекла мать отменно, и сейчас печет, но баловала нас не часто.
Я в школе нычила 15 копеек, которые выдавались на обед, и покупала брикетик какао со сливками за 10 копеек. было очень вкусно.


3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома.

Я не помню, чтобы мы обычно вместе садились за стол. Пришла из школы - пообедала. Ужинали тоже не вместе, у отца вечерние спектакли. Но получалось, ели все трижды в день, завтрак-обед-ужин, только в разное время.
А, неверное прочла вопрос. ну все равно, в выходные мы тоже не ели вместе, как-то так получалось.

Date: 21/12/2014 17:45 (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все если дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед?
Все питались дома. Мать из школы приходила рано, часа в два. Отец обычно днем тоже был дома, утром репетиция, вечером спектакль, а день дома. Мы с сестрой приходили из школы в разное время, так что все ели поодиночке.


5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?

Никогда никакого, сад у тетки, но нас продукцией из этого сада не снабжали. Зато летом мы туда часто ездили с сестрой, ну и зимой у тетки в гостях ели консервацию.

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?

Вообще никакого. Никто этим не занимался. Правда, летом мы ездили отдыхать на Волгу, сначала с палаткой, потом отец домик поставил. Вот там да, у местных рыбаков всегда можно было дешево купить свежевыловленную рыбу, а в деревне - ягоды и молоко.


7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?

Да никаких. Еды было мало, хоть и невкусная, жрать хотелось. Маленькой я не ела капусту и вареный лук, мать ругала меня, но не заставляла. Учиться есть и получать от еды удовольствие я начала уже взрослой, а так как в топку закидывала.

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 21:43 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 21/12/2014 21:49 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:29 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 22/12/2014 12:14 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 21/12/2014 21:42 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 21/12/2014 21:46 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 18:21 (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Что-то думала, что не помню ничего, а начала вспоминать, и поперло:)) Вот наврала про отсутствие каких-то пищевых установок. "С хлебом" было вбито намертво, я и детей приучала, а сама поняла всего лет 10 назад, что с хлебом совсем необязательно.
Вспомнила, как мы с сестрой во дворе (в Казани, да) собирали шампиньоны. Понятия не имею, откуда они там взялись, но росли постоянно, никто их н собирал, а мы собирали, и из них варился обалденно вкусный суп (ну, по сравнению с тем, что маменька обычно варила). Когда жили на Волге, тоже собирали грибы и ягоды. Ну, ягод мало, конечно, земляника в основном, а вот грибов было много, там довольно густой лес. Я их никогда не видела, они от меня прячутся, а сестра как выйдет в лес, так несет полный подол. Их и варили, и жарили, но почему-то никогда не сушили даже на зиму. ну, такая маменька была хозяйка, да. Как-то отец мечтательно сказал, что вот чья-то там жена всегда квасит капусту, ой, что было! Жуткий скандал, как она только тарелку ему на голову не надела, не знаю.

Date: 21/12/2014 20:09 (UTC)
otawa: (Default)
From: [personal profile] otawa
А необязательно всерьез голодать, чтоб бояться голода. Достаточно иметь бабушку-блокадницу и пару раз оказаться в ситуации, когда жрать очень хочется, а нечего. Например, в пионерском лагере, где вроде бы кормят, и вроде бы даже 4 раза в день (с полдником), и вроде бы даже родители в выходные печеньки привозят. Вот только печеньки сожраны уже ко вторнику, в обед давали какую-то жутко невкусную хрень, которую невозможно впихнуть в себя без отвращения, а до полдника еще далеко. А до следующих выходных, когда родители привезут очередные печеньки, еще дальше.
И вот тогда оживают тени в голове: "а бабушке-то в войну и картофельные очистки за праздничный обед сходили, вот ужас-то!" Просто намека на то, что голод - это гораздо хуже, чем есть сейчас, а и сейчас-то нехорошо, хватает, чтоб точно знать: я очень не хочу по-настоящему голодать.

Date: 21/12/2014 20:12 (UTC)
otawa: (Default)
From: [personal profile] otawa
Да, я родилась в начале 70-х, а пионерлагерь - это уже 80-е. И голода таки изрядно побаиваюсь.

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:31 (UTC) - Expand

Date: 21/12/2014 20:24 (UTC)
From: [identity profile] glam-sas.livejournal.com
а поздне-СССРвские времена принимаете?)))
г.Якутск, соответственно, в Якутской (автономной и так далее) республике, 80-8Х года. Не помню, когда реформы всякие и изменения начались)).
Общее - постоянный дефицит, очереди, талоны. Хлеб, молоко, сметану завозят в магазин раз в день, это время надо не упустить, и успеть выстоять в очереди, чтобы купить. Колбаса примерно раз в неделю. "В одни руки 300 грамм" -> дети кочуют по очереди как переходящий приз)). Талоны, но очевидно, родители что-то покупали и помимо талонов, потому что на то положенное кол-во явно прожить было нельзя. Был рынок, где все было красиво и дорого, были какие-то связи с "оптовками".
1)В садик все дети ходили, там кормили, в общем, неплохо. До и после садика обязательно был чай, общий семейный ужин.
2) Дома ели вкусно, достаточно разнообразно. По нынешним временам вижу, что катастрофически не хватало фруктов. Яблоки-апельсины появлялись крайне редко, и тогда выдавались строго по одному))), (прямо как в магазине,хм)))
3,4) Жизнь на в нашем городе была весьма патриархальной, за столом собирались так часто, как могли - в идеале 3 раза)), и в будни и выходные.
5) Дача была, одно время даже с цыплятами. Тогда, в тот год (забыла в какой)) - все резко завели живность, вплоть до поросят. Кукаренье с балконов было обычным делом)), на дачах - утки, гуси, курицы. К нынешнему времени это увлечение постепенно сошло на нет.
6) Подножный корм был весьма)), рыба, дичь, ягоды-грибы. Часто ездили в лес, не только с рекреационными, но и весьма с практическими целями)). Родственники обязательно делятся охотничье-рыболовной добычей.
7) Есть все, 3 смены блюд как самый правильный набор для лучшей трапезы. Отсутствие привычки к овощам-фруктам. И посейчас "настрогать" салатик - подвиг креатива и заботы о близких. Съедать все, выкидывать еду - грех, близкий к смертному.
Как-то так))
Edited Date: 21/12/2014 20:38 (UTC)

Date: 21/12/2014 21:52 (UTC)
From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com
Да, у нас тоже дома считалось, что выкидывать еду - смертный грех. Я, кстати, до сих пор так к этому отношусь, хотя бывает, и выкидываю, но всякий раз содрогаюсь при этом.
А еще маменька всегда заставляла доедать хлеб. Именно хлеб, не оставлять надкусанный кусочек, говорила - на том свете за тобой бегать будут. Я этого почему-то ужасно боялась. А хлеб надкусанный доедаю до сих пор, хотя ем его мало.

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:33 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] snake-elena.livejournal.com - Date: 22/12/2014 12:28 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 22/12/2014 11:37 (UTC) - Expand

Date: 24/12/2014 09:51 (UTC)
From: [identity profile] iriele.livejournal.com
Вспомнила "вкусное советское". Томатный сок. Вообще были нормальные натуральные соки в 3-литровых банках, но особенно вкусный томатный. Гораздо лучше и натуральнее, чем нынешний, был зефир в шоколаде (дорогой, по пять рублей, покупали редко). Белый хлеб был, безусловно, лучше - городские булки, сайки, и особенно рогалики по 5 копеек. Зато в Горьком не было бородинского и, разумеется, современных ржаных сортов. Сейчас я практически белый хлеб не ем. Был очень вкусный плавленный сыр "Янтарь", но его мы покупали почти только в Москве. Майонез был, как я понимаю, практически натуральный, правда, его тоже можно было купить только в Москве. Некоторые вещи, которые сейчас считаются неплохими и полезными, совершенно не ценились - нерафинированное подсолнечное масло, морская капуста (я попробовала ее только в наше время и очень полюбила), кальмары считались "ластиком", возможно, еще какие-то морепродукты и плохо знакомая тогда людям морская рыба.

Date: 25/12/2014 20:55 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Не-не-не, кальмаров мы с матушкой очень уважали, но уже не в 60-е, а в 70-е. Тогда мы узнали главный секрет про них: их не надо долго варить, потому что тогда точно будет ластик. И делали очень приятные салаты, особенно когда удавалось достать майонез. Или в пайке давали.

А вот томатный сок в банках - да, о да! Верните мне савецкий томатный сок! Помню, покупала я этот сок, к нему сушёные спинки минтая - и не было лучше сопроводиловки для чтения "Пармской обители" или "Красного и
чёрного". Но это мне уже 15-16 лет было.

А почему город Горький лишали чёрного хлеба?

Подсолнечное масло нерафинированное не то чтобы не ценилось, просто надоедало - выбора-то масел не было от слова "совсем". Сейчас у меня две бутылки такого припасены, оно снова стало продаваться. А ещё есть в моих запасах оливковое, кукурузное, виноградной косточки, миндальное, грецкого ореха, льняное, рыжиковое... Может, и проростков пшеницы есть, надо порыться в коробке. Так что на этом фоне я как раз и оценила вкус духовитого подсолнечного масла.

(no subject)

From: [identity profile] iriele.livejournal.com - Date: 26/12/2014 07:42 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 26/12/2014 07:48 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 26/12/2014 13:34 (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] apelfish сослался на вашу запись в своей записи «Культура питания или частный опыт (http://apelfish.livejournal.com/37734.html)» в контексте: [...] Располагает к размышлению http://maria-gorynceva.livejournal.com/544183.html [...]

Date: 25/12/2014 16:17 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Если ещё актуально, то попробую вспомнить. Украина, Киев.
1. Ходили ли вы в детский сад? Как там кормили? Ели ли вы при этом дополнительно дома?
В детский сад ходила недолго. Больше болела. В основном жила с бабушкой.Детсадовскую еду не помню, потому как в саду не ела совсем. Помню садовский кисель с комками крахмала, от которого тошнило и невкусные котлеты.И молоко с пенкой. Бр-р!

2. Что ели в вашей семье в 60-е? Насколько был разнообразен ассортимент продуктов? Представлены ли были в рационе мясо, рыба, овощи, фрукты? Как часто ели сладости и какие?

Рыба была. Её обычно тушили с морковкой и свеклой на манер фаршированной.Но в детстве я её не ела из-за костей.Овощей много, фруктов тоже. Фаршированные перцы, фаршировались не только мясом, но и морковкой с луком, голубцы, тушеная капуста(польский бигос). Из мяса варился бульон, потом же отварное мясо использовали в макаронную запеканку. Сладости не ела, конфет и сейчас не люблю. Фрукты в сезон-сколько угодно, без дозировки, не еда потому что. А вот бананы -уже скорее в 70-х и то по праздникам, мандарины -только на Новый год. Я так и думала, что это зимний фрукт. Из молочных продуктов -только творог, из которого делали сырники и ленивые вареники. Молока не пила, и до сих пор не пью. Манную кашу мне мама на воде варила.Из каш -только гречневая или тыквенная. Пшенную мама ненавидела. Всегда говорила, что за войну наелась пшенки навсегда.Больше запомнилась праздничная кухня, чем повседневная.

3. Сколько раз в день у вас в семье садились за стол? Имеется в виду выходной или праздничный день, когда все дома. Садились дважды, завтрак и обед. С утра помню, отец по утрам жарил картошку. Это был завтрак.

4. А в будние дни, когда старшие были на работе, сколько раз вы все ели дома? Где питались родители? Приходили ли домой на обед? До школы, до 1966 года, жила у бабушки, потому не знаю. Но потом, нет домой не приходили, работали далеко. К тому времени мы жили на окраине города.Бабушка кормила все время, насколько я помню.))

5. Был ли у вашей семьи какой-нибудь приусадебный участок или огород на "даче"? Насколько важна была для питания вашей семьи продукция с этого участка, если он был?
Никакого участка не было. Тетушка жила в "частном" доме, у неё были две сливы и дерево с марельками. Потому на праздник всегда были маринованные сливы.

6. Какое место в рационе вашей семьи составляли, так сказать, дары природы - пойманная свежая рыба, различная дичь, грибы, лесные ягоды, дикие травы?
Никакого. Нигде ничего не собирали.

7. Какие установки относительно еды существовали в вашей семье в 60-е годы? Что для вас потом было благом, а с чем пришлось бороться?

Естественно, ничего на тарелке не оставлять.Бороться пришлось с обилием мучного: хлеб, макароны. Впрочем, макароны теперь совсем не ем. Но уже не исправить. Боролась с обедом из трех блюд. Сейчас мне вполне хватает одного, чтобы наесться. Ну и с утра не ем совсем. Только кофе. В лучшем случае -бутерброд. Как-то с подругой обсуждали, и выяснилось, что для меня каша-мощная дневная еда, а вовсе не утренняя. Хотя в то время могла съесть с утра пару сосисок. Сейчас, уже ничего.

Родители были инженеры. Вот только помню, что майонез для Нового года начинали собирать в холодильнике с сентября. Давали его только в пайках. Да, и до сих пор ощущение: "Как хорошо, что все можно купить, и в очереди не стоять".А сын с невесткой выслушивают мои воспоминания, как сказку. Хороша сказочка, нечего сказать!

Edited Date: 25/12/2014 16:22 (UTC)

Date: 25/12/2014 20:46 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо, ответы всегда нужны. Интересно же собрать сумму воспоминаний!

Пенка на детсадовском молоке - это святое, куда ж без неё! Я подружке своей до сих пор признательна, что она меня научила эту пенку аккуратно отдувать - не пальцем лазить и не просить ложку.

Варёное мясо с костей у нас тоже шло в макароны по-флотски либо в запеканку.

И "рыбу по гречески", т.е. тушёную с морковкой и в каком-то томатном маринаде, мама тоже делала, но уже не в 60-е, а в 70-е, кто-то её научил. Хорошее блюдо - оно и холодное вкусно. Но я рыбу не люблю. Сегодня, кстати, впервые узнала, зачем ломтик лимона подаётся к рыбе и икре.

И я тоже сейчас не ем обед из трёх блюд. Тем более с возрастом мне уже не хочется так мощно есть - не тот обмен веществ.

Да, детки, бывает, не верят. Студенты на меня иногда, помню, как на дикую смотрели, когда я им рассказывала о прелестях советского была. А я чувствовала себя мастодонтом.

(no subject)

From: [identity profile] murskij.livejournal.com - Date: 25/12/2014 21:03 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 25/12/2014 21:11 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] murskij.livejournal.com - Date: 26/12/2014 16:49 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 26/12/2014 17:12 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] murskij.livejournal.com - Date: 26/12/2014 20:34 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 26/12/2014 20:45 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] murskij.livejournal.com - Date: 27/12/2014 14:06 (UTC) - Expand

Date: 26/12/2014 09:22 (UTC)
From: [identity profile] oldhippo.livejournal.com
Я тут слегка из прошлого и весьма некстати хочу заметить, что у меня нет ни украинских, ни ленинградских корней, и детство моё пришлось на восьмидесятые годы, но страх голода и запрет выбрасывать съестное прочно записан на подкорку. Если что-то все-таки приходится выбросить, внутренний голос каждый раз нашептывает: вот будешь голодать — вспомнишь ещё этот заплесневелый кусок.
По-видимому, это уже в культуру вшито.

Date: 26/12/2014 18:39 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Наверное.
Я вот, кстати, про заплесневелые куски примерно такими же словами думаю.

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 27/12/2014 00:29 (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 27/12/2014 09:40 (UTC) - Expand

June 2022

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021 22232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sunday, 1 June 2025 13:29
Powered by Dreamwidth Studios