maria_gorynceva: (Умиротворённо)
[personal profile] maria_gorynceva
Предыдущие записи см. по тегу "дневник-1926".

Запись от 17 июня 1926 года сделана на русском языке, по-украински обозначено только название месяца.

Савчук - фамилия авторки дневника.

А он что? А она что? -- Я старше вас, дитя моё. -- Вижу ли взор твой. -- Триумф воли. -- Чтобы сказать вам, как вы мне безразличны! -- Образ украинского джентельмена. -- Философ в осьмнадцать лет. -- Эксцентричности - бой! -- Бедному сердцу так говорил он...


17 червня 1926 года (sic).

Позавчера Галя вечером ходила в интернат, а вчера в школе рассказывала мне многое. Самое интересное – это то, что говорил ей Козак. Галя мне говорит, что он её спросил: «Ну, а что там Савчук?» Не знаю, так ли Галя ему отвечала, но мне она говорит, что ответила в таком духе: «А Савчук-то что?!.. Ты с ней не говоришь, она с тобой первая не заговорит. Думаешь, ты ей нужен? Она даже не вспоминает о тебе…» и т.д. Козак говорил Гале, что главное, что его рассердило – это то, что я – дитя – осмелилась сказать такую наглую ложь в глаза ему – старшему. «Ведь я старше её. Она против меня пацанка. У меня 10 лет жизненного опыта!..» -- «Ну, положим, она в 15 лет может равняться тебе в 18, потому, что женщины скорее развиваются», -- ответила ему Галя. Притом он сказал, что ведёт себя и намерен вести себя по отношению ко мне как к незнакомой. Говорит, что, когда я смотрю на него, то так бы, казалось, и съела его, но Галя ответила, что когда я серьёзна, у меня всегда бывает такой взгляд. Вообще Галя отвечала (заключая из её слов) ему так, как я бы этого желала. В конце разговора Галя спросила: «Кто из вас окажется упрямее, посмотрим». – «Я буду упрямее», -- отвечал он.

Уж не думает ли он, что я первая заговорю, но нет!.. Никогда этому не бывать. Хорошо, что я знаю, как он обо мне думает. Пусть // (л.3) я дитя, пацан и что угодно, но я докажу, что имею силу воли или хотя бы упрямство и что он мне не нужен.

Галя мне говорит, что она окончательно раскусила его, и, по составленной ею его характеристике, я верю ей. Она представляет его почти таким же, каким я его себе представляла; вернее, каким я его понимала. Она говорит о нём следующее: молодой человек приятной наружности, начитался романов до того, что убедил себя в том, что он джентельмен (sic). Он хочет своим поведением окончательно убедить всех и себя в том, что он джентельмен: ходит в сапогах и с тросточкой. Пускает разные мудрёные изречения, выдавая их за свои рассуждения, и вообще любит показать себя учёным и умным человеком, имеющим 10 лет жизненного опыта. Этой последней фразой он хочет выразить то, что все невзгоды жизни им пройдены. С девочками говорит снисходительно, шутя, с более серьёзными и развитыми говорит о психологии. Ходит гулять один, редко улыбается, а в общем, молодой человек с таинственной наружностью. Недаром Куценко (неустановленное лицо – МГ) говорил, что ему стоило родиться 100 лет сему назад. Притом: он воображает, что умный, учёный и талантливый. Что всё ему легко даётся, что все им интересуются, и очень любит ставить себя выше всех других.

Потом Галя сказала мне, что у меня страшенно плохо выходит то, что я то весёлая, то вдруг сразу засяду в серьёзности. Я больше этого делать не буду, и лучше буду вести себя как можно тише и серьёзнее, и постараюсь избегать эксцентричностей.

Козака я не замечаю, но если он заговорит первый, я ему отвечу. Как я ни стараюсь следить за своими словами, вчера я всё-таки сказала что-то не очень приятное Огиренку, и он тоже мне сказал, что я не умею держать себя со взрослыми. Интересно знать, где это взялось столько взрослых. Теперь я почти спокойна, но всё-таки как можно ошибаться в человеке.

Это мне яснее всего доказывает, что я далеко не так проницательна и не знаю людей вообще. В одном, в чём я не ошиблась – это в том, что сказала Козаку вечером: «Теперь ты со мной разговариваешь, но я уверена, что если не теперь, то потом ты будешь смеяться надо мной». Разве я не права? Права. Тогда он говорил, что у меня есть сила воли, что я развита не по летам, что у меня характер твёрдый и т.д., а теперь называет пацанкой и сердится, что я (которую он ставил в равные себе) осмелилась оскорбить его с 10-летним жизненным опытом. 12-го я писала, что мне казалось, он понял меня, но теперь скажу: он меня не понял ни на йоту.


Комментарий:

1. Если начать разбирать текст с конца, то неясно, что это был за разговор "вечером", но, судя по всему, он был ещё до ссоры между молодыми людьми, так как далее упоминаются все лестные слова, сказанные "тогда" Козаком Олене.

2. Трудно объяснить современной молодёжи, что такое сапоги и тросточка в 1926 году. Они сами по себе и особенно в сочетании были знаком такого же отвратительного пижонства, как сейчас, наверное, айфон новейшего поколения, извлекаемый из кармана к месту и не к месту. Не будучи специалистом в области истории костюма, не знаю, насколько сочетаются сапоги с тросточкой, но сам факт упоминания сапог как атрибута "джентельмена" (в одном ряду с "байроническим" поведением) выпукло характеризует и среду, и эпоху.

3. Как видим, уже в 1926 году психология была предметом для обольщения интеллектуально продвинутых дев продвинутыми же молодыми людьми.

4. Восемнадцатилетний юноша по фамилии Козак упоминает о каком-то "десятилетнем жизненном опыте". Возможно, Галя права, и он действительно начитался романов. Однако стоит вспомнить, что всего четыре года как на территории бывшей Российской империи закончилась Гражданская война, а затем образовался СССР. Молодой человек живёт в интернате, т.е. он либо приезжий, либо местный, у которого своего дома нет. О его родителях в дневнике ни разу не говорится. Так что не исключено, что упоминание о некоем жизненном опыте - не просто фраза. Если принять во внимание, что фамилия Козак нередко встречается среди евреев, то ответ на вопрос, где родители юноши, может оказаться совсем грустным. Читая исторические материалы по вопросам, связанным с лицами и событиями дневника, я с печальным удивлением узнала, что в Умани в мае 1919 года был еврейский погром, устроенный, между прочим, частями Красной армии.

5. Но как бы там ни было, а эйджизм и сексизм в речах молодого человека сквозят отчётливо. Более того, за ним в этом начинают тянуться и другие (некто Огиренко).

Date: 24/09/2014 04:12 (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
у меня страшенно плохо выходит то, что я то весёлая, то вдруг сразу засяду в серьёзности.

Хохлушки или смеются. или плачут, середины нет. (Чехов). ;-)))

Date: 24/09/2014 08:41 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Даже классик подтверждает!

Date: 24/09/2014 06:21 (UTC)
From: [identity profile] ognivka.livejournal.com
Сапоги с тросточкой... держите меня семеро

Date: 24/09/2014 08:46 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да вот, просто метросексуал какой-то!

Интересно, каков был остальной прикид. Наверное, что-то вроде галифе, сверху полувоенный френч и кепи. Они там все ходили в объёмных кепи, я видела фото, и кепки всё время в тексте упоминаются.

Может быть, придёт [livejournal.com profile] murskij и пояснит, насколько такое сочетание валидно. А то моё гугленье результатов особых не дало.

Date: 24/09/2014 10:10 (UTC)
From: [identity profile] ognivka.livejournal.com
галифе с сапогами позволены только Глебу Жеглову и больше никому :)

Date: 24/09/2014 13:57 (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
Помните Голохвостого? Который гнался за 2 зайцами?
Тоже была тросточка.
И цветок в петлице.
И прокатный фрачный костюм с дырой на колене. ;-)))

Date: 24/09/2014 17:54 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Я смутно помню фильму. Надо пересмотреть.

Date: 24/09/2014 06:32 (UTC)
From: [identity profile] frische-fische.livejournal.com
Спасибо за увлекательное чтение и не менее увлекательные комментарии. Слежу с удовольствием за судьбой героини.

Date: 24/09/2014 09:06 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Мне самой интересно погружаться в ту жизнь. Вроде бы ничего не происходит, но человек живёт какой-то своей внутренней жизнью, и эта жизнь и похожа и не похожа на то, что проживала я сама, моё поколение. И все эти мелкие приметы времени... Абстрактные цифры, даты в учебнике истории как-то оживают...

Date: 24/09/2014 06:38 (UTC)
From: [identity profile] mishnouri.livejournal.com
Мне очень нравится, что она пишет длинными развернутыми предложениями, выдающими хорошую начитанность.

Date: 24/09/2014 09:08 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, там дальше про книги она часто упоминает. И про чтение по ночам при керосиновой лампе. Палила девушка керосин, удивительно, что нигде не сказано, что родители за это ругали. Видимо, при всём антагонизме юной девицы с ними, они понимали, что раз уж дали возможность детям учиться, то надо терпеть и расход керосина.

Date: 24/09/2014 16:45 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Сапоги с тросточкой -весьма интересное сочетание. Сапоги-как символ достатка в сознании небогатых слоёв. Тросточка же-признак пижонства, но довоенного. До 1914. Потом модники от них отказались, потому как напоминало немецких офицеров. те ходили со стеками. Подобное сочетание выдает несколько провинциальное пижонство. Хотя в 20-е годы вновь стали ходить с тросточками, уже подражая западной моде, которая распространялась через нэпманов. Так что -ужасно интересная характеристика. Что же до остального костюма, то никаких галифэ(это уже 30-е, так же, как и френч). Обычные брюки, в сапоги заправленные, пиджак. Не обязательно костюм, могли быть, и скорее всего были разными.
Edited Date: 24/09/2014 16:46 (UTC)

Date: 24/09/2014 17:47 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Спасибо за подробное пояснение.

У меня неважно обстоят дела с периодизацией, и я часто ошибаюсь лет на десять в характерных атрибутах костюма, особенно мужского (с женским дела обстоят чуть лучше).

Галифе - 30-е годы, запомним.

Date: 24/09/2014 20:09 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
причем конец 30-х. И френч тоже. Началась военизация костюма. Дай Бог, моя книжка все-таки выйдет.

Date: 24/09/2014 22:13 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Оу! А где её можно будет приобрести? Через "Озон" или "Амазон", наверное, будут продавать? А на каком языке? (Ужас в том, что я могу читать на основных европейских языках - кроме немецкого. По-немецки я стала понимать только этим летом и только тексты про филинов. Но, с другой стороны, будет стимул язык выучить).

Date: 25/09/2014 12:43 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
будет на двух языках. Русском и немецком. Картинок очень много. Уже 4 года пляшем, и всё никак.Я уже и не верю, честно говоря.

Date: 24/09/2014 17:14 (UTC)
From: [identity profile] igorsamusenko.livejournal.com
Интересно так читать старые дневники, другой образ мыслей, стиль речи и изложения:)

Date: 24/09/2014 17:53 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, какая-то другая жизнь рисуется. И образ мысли - это даже ещё не цветочки, это только бутончики брезжат. Там потом будут забористые рассуждения о любви и о мужчинах. И стихи влюблённого графомана.

June 2022

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
192021 22232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Saturday, 31 May 2025 04:56
Powered by Dreamwidth Studios