Помилуй, боже, стариков...
Saturday, 20 August 2016 03:50![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Не буду говорить, какой топовый пост сподвиг меня на написание этого. Давно собиралась поговорить об эйджизме, который вырастает на тех же корнях, что и сексизм, а корни эти уходят в чавкающие болота патриархата.
Читать комментарии к текстам, в которых речь идёт о старости и стариках, всегда тяжело и безумно мерзко. Иногда кажется, что этих людей растили не в семьях, а в каких-то особых пространствах, типа птицеферм, где они сидели в клетках и не знали ни ласки матерей, ни заботы отцов, ни прогулок с дедушками, ни сказок и пирогов бабушек. Просто вылупились такие человеческие бройлеры, были вскормлены непонятно кем и вот теперь строчат, изливая горечь недолюбленной души.
Но это "художество", а если попытаться понять, откуда же идёт такое отношение? Один из возможных источников я уже называла. Но я вижу и менее архаичные причины.
1. Страх перед недостатком ресурса.
Речь, разумеется, идёт не только о ВВП, из которого надо "этих дармоедов кормить" (ничего, что большинство этих "дармоедов" всю жизнь работало, создавая нынешнее благополучие?), но и личного ресурса. Страх поделиться им с тем, кто может оказаться недостойным. Вот я улыбнусь тому старичку или помогу подняться в автобус этой старушке, а вдруг у него на самом деле мерзкий, неуживчивый характер, а она двух невесток от своего сына отогнала или голубей на балконе подкармливает!
Когда-то Лилит Мазикина написала от имени белого гетеросексуального мужчины сатирический список критериев "хорошей" женщины. Там в частности был такой пассаж: "Хорошего отношения заслуживает только достойная женщина. Что такое достойная - определяю я". С эйджизмом дело обстоит таким же образом, причём в старых женщин "недостойность" заложена, так сказать, имманентно. Попросту - они невдувабельны. И если мужчина тратит ресурс (внимание, например) на молодую женщину, то в ответ он может получить ресурс от неё. Как минимум - благодарность, как максимум - секс. От старой женщины получить нечего. Верно ли то же для молодых женщин и старых мужчин? Их, как известно остаётся много меньше к возрасту, который называется пожилым (а это теперь после 60 лет, официальная цифра ВОЗ для развитых стран), поэтому все шишки достаются "бабкам". Однако для тех, кто доживают до старости, сказанное мною верно. Зачем молодой женщине тратить свой ресурс на того, кто не предложит ничего, кто сам уже нуждается в защите?
Старые люди действительно некрасивы, непривлекательны сексуально, нередко плохо одеты, дурно пахнут (хотя, на мой нос, человек в любом возрасте - ужасно вонючая скотина), имеют неприятное выражение лица (а они, по всей вероятности, должны - из-за близости к последнему пределу - являть миру не меньше чем ангельскую просветлённость), а порою даже ведут себя асоциально и даже агрессивно. Увы, тяжёлый характер, помноженный на жизненные невзгоды в старости плюс возможные процессы ослабления ментальных функций могут привести к такому. С распадом тела и болезнями ничего не поделать, особенно если принять во внимание состояние медицины в России. Выражение лиц, скажем, пассажиров общественного транспорта, по-моему, от возраста зависит мало, особенно в час пик. А вот что касается асоциального поведения... Во-первых, в разряд асоциального подпадают и вполне социальные поступки - например, возмущение разбрасыванием мусора. Во-вторых, для того чтобы утверждать, что именно старые люди более, чем лица других возрастов, склонны к асоциальному поведению и проявлениям агрессии, нужна статистика. Есть ли она у кого-то? Сомневаюсь.
Но уже есть соответствующая репутация у целой социовозрастной группы. Поэтому мало кто даёт себе труд хотя бы разобраться: что такое уважительное отношение к старости, как оно должно проявляться и до каких пределов, а также что делать, если старость не проявляет ответного уважения к другим возрастам. А зачем об этом думать - ресурса может не хватить.
2. Отсутствие доверия к чужому состоянию и слабое воображение, помноженные на абсолютизацию собственного восприятия мира (если я чувствую так, другие не могут чувствовать иначе).
У моей старейшей подруги была бабушка. Когда-то была у неё присказка: "Вот доживёшь - узнаешь". И это, как я теперь понимаю, было вовсе не нежелание объяснять. Есть определённые этапы человеческого развития, и пока ты их не пройдёшь, сама, лично, на своей шкуре не получишь соответствующий возрастной физиологический и психологический опыт, все объяснения будут восприняты сугубо умозрительны. Поэтому людям, чтобы оставаться людьми, то есть существами социальными, социокультурными, приходится некоторые вещи просто принимать на веру и действовать так, как предписывают общественные нормы, основанные на коллективном опыте предшествующих поколений. Невозможно мужчинам, а также некоторым женщинам реально понять, что беременная женщина падает в обморок в общественном транспорте не потому, что хочет "пузом отжать" (спасибо, Марина Анатольевна!) дефицитный ресурс в виде сиденья, а потому, что это физиология, это гормонально обусловлено. Также и старый человек иногда просто не имеет сил, например, готовить. Я помню, какое бурление некоей субстанции вызвал восемь лет назад пост в ЖЖ о пенсионерах, которые покупают просроченный сервелат. "На эти деньги можно купить курицу и сварить её!" - бушевала какая-то девица. Так вот, невозможно поверить, когда тебе тридцать, что у человека может реально не хватить сил, чтобы разделывать и варить эту самую курицу и делать какой-то суп. Ведь у меня же есть силы, как может не быть у них?!
А вот может. Недостающий или невозможный опыт мы можем восполнить воображением. Собственно, именно развитое воображение и является основой эмпатии. Человек способен влезть в чужие мокасины и пройти в них милю, то есть вообразить, каково может быть состояние другого человека в той или иной ситуации, и, пережив сходные чувства, проявить сострадание к нему. К сожалению, огромное число людей - это существа с воображением дятла, а школьные уроки литературы, которые способствовали развитию воображения (а значит, и социализации) всё урезаются и урезаются.
Не могу вообразить - значит, это невозможно. А раз невозможно - не поверю.
В абсолютизацию собственного восприятия мира можно включить и веру в то, что если кто-то не нравится лично мне, значит, этот человек объективно плох. При этом, как я уже много раз писала, полностью отсутствует понимание того, что даже и с объективно "плохим" человеком нельзя обращаться асоциально и противозаконно. Старики условной мне не нравятся, неприятны - значит, они плохи. А по отношению к "плохим" все средства хороши.
3. Вера в справедливый мир.
Она имеет разнообразные проявления. Ну, во-первых, это вера в то, что "раз с ними это происходит, они это заслужили". Были плохими работниками, строили Совок / развалили СССР, выбрали не того президента, имели коммунистические / либерастические убеждения, плохо воспитывали детей / не имели детей и т.д. Во-вторых, в пандан этому представлению идёт другое - что все люди с достойной трудовой биографией в быту суть ангелы, и вот по этой кротости и надо определять, кто был хорошим работником и принёс пользу стране и обществу, и соответственно оказывать уважение. Ну так вот, открою ужасную тайну: рабочие достоинства человека далеко не всегда коррелируют с социальными. Иными словами, хороший работник - далеко не всегда воспитанный, приятный, обходительный в обычном межличностном общении. Поэтому мы не можем знать, насколько хорошо работали все эти старые люди, которые нам не нравятся, а следовательно, не сможем откалибровать их по этому принципу, чтобы оказать им заслуженный респект. Не очень справедливо, да?
Вера в то, что всё можно "исправить". Не хочешь быть одиноким в старости - не будь им. Как написал один комментатор к подразумеваемому посту, "надо сильно постараться, чтобы не иметь друзей". Да, особенно когда тебе за 80. Или даже за 90, как моей соседке с четвёртого этажа. И когда ноги уже почти не гнутся, так что даже просто спуститься вниз - это подвиг. Но даже и выйдя из дома, с кем будет общаться старый человек? Ведь дружба - это, среди прочего, совпадение интересов и ценностей. А твоих сверстников, с которыми ты на одной волне, уже не осталось. А у следующего поколения и ценности могут отличаться, и интересы другие. Добавьте сюда ещё возрастные проблемы, которые затрудняют общение - например, снижение слуха или повышенную утомляемость. Когда мне было тридцать, я не понимала, почему любимая тётушка (бабушкина старшая сестра), охотно разговаривая со мной, вдруг начинала терять нить разговора и в какой-то момент попросту отключалась (обычно это происходило, если разговор был между делом, неспешный и с паузами). Теперь я понимаю, что это включалась защита ослабевшей с годами нервной системы. Перегруз, уходим в спящий режим. Даже любимых внуков бывает трудно выносить долго. А ещё и интроверты есть, которым обрастать связями в любом возрасте нелегко. Впрочем, здесь наш пункт 3 смыкается с пунктом 2. Трудно такое вообразить, верно? Ведь это очень несправедливо, что человеку приходится так угасать.
В таких случаях, для поддержания картины справедливого мира, выдвигается аргумент моей мамы. "А вот моя мама - тихая, спокойная, никуда никогда не лезет, не ругается, всегда весёлая и до сих пор работает". Действительно, все должны быть как мама выступающего - таких можно и нужно изо всех сил уважать. Правда, ни до самого говорящего, ни до поддакивающих не доходит, что все эти заклинания про мам, тётушек, бабушек произносятся именно потому, что всё-таки невозможно заглушить тревогу, зудящую, как комарик: а ведь и тихой маме однажды может прилететь. Просто так, потому что выражение лица не понравилось. Потому что старый человек слаб, а слабость у нас достойна не милосердия, а только презрения. Потому что не вдувабельна, а с такими нечего церемониться, если надо на ком-нибудь сорвать зло. Потому что сын своей кроткой мамы знает: он сам не раз прикладывал чьих-то мам ни за что и в глубине души не может не понимать: другие могут так же поступить и с ней.
И каждый как-то иррационально верит, что с ним (с ней) этого никогда не случится. То есть они никогда не состарятся. У них не будут болеть суставы, не разовьётся остеопороз, зубы (все свои!) будут до смерти и после смерти сиять ослепительной белизной, волосы не поредеют, усталость не станет из гостьи постоянной жилицей их тел, склероз забудет их навестить, а старичок Альцгеймер уж точно обежит по самой большой дуге. И пенсию-то никто никогда получать не будет - зачем, я накоплю себе на старость! Вот интересно: я знаю нескольких человек из своего поколения и старше, которые тоже кричали, что накопят и от пенсий откажутся. Некоторые накопили, некоторые не очень. Но пенсию получают все. Аргумент теперь другой: я это честно заработал(а), с какой стати отдавать государству! Согласна, ни с какой. От пенсий на моей памяти отказывались только старообрядцы. Им по вере не положено - получать что-то от антихристова государства.
* * *
Уважение в нашей российской реальности бывает трёх сортов. Первое, по-моему, наиболее распространённое - это страх перед силой в различных её выражениях, включая большое количество денег, типичное порождение блатной идеологии. Второе - это тот самый респект, признание достоинств, которое заслуживается, причём даже не всегда для этого необходимо прикладывать какие-либо усилия. Человек может заслужить этот вид уважения просто самим своим образом жизни и поступками. Третье - это социальный кредит доверия между людьми, это признание у другого человека его права просто быть и при этом быть другим. Этот вид уважения ничем не заслуживается, это своего рода социальный аванс, выдаваемый всем членам социума, и его можно лишиться, если начать нарушать принятые в обществе нормы поведения (тот, кто, например, нарушает ночной покой соседей, может получить грубость в свой адрес с их стороны).
Уважение к старости - это именно уважение третьего рода. Мы не знаем, какими были и какими являются большинство встреченных нами старых людей. Нам лишь следует помнить, что они уже не такие, как дети, молодёжь или эталонный взрослый между тридцатью и сорока пятью. Вот это-то признание их инакости и соответственно проявленное милосердие (ввиду перспективы собственного старения) и есть уважение.
Учитывая потенциальную холиварность темы, убедительно прошу возможных участников дискуссии держаться в социально приемлемых рамках. В противном случае мне придётся ввести жёсткую модерацию.
Для желающих перепостить - кнопочки:
Здесь можно сказать автору предметное спасибо.

Читать комментарии к текстам, в которых речь идёт о старости и стариках, всегда тяжело и безумно мерзко. Иногда кажется, что этих людей растили не в семьях, а в каких-то особых пространствах, типа птицеферм, где они сидели в клетках и не знали ни ласки матерей, ни заботы отцов, ни прогулок с дедушками, ни сказок и пирогов бабушек. Просто вылупились такие человеческие бройлеры, были вскормлены непонятно кем и вот теперь строчат, изливая горечь недолюбленной души.
Но это "художество", а если попытаться понять, откуда же идёт такое отношение? Один из возможных источников я уже называла. Но я вижу и менее архаичные причины.
1. Страх перед недостатком ресурса.
Речь, разумеется, идёт не только о ВВП, из которого надо "этих дармоедов кормить" (ничего, что большинство этих "дармоедов" всю жизнь работало, создавая нынешнее благополучие?), но и личного ресурса. Страх поделиться им с тем, кто может оказаться недостойным. Вот я улыбнусь тому старичку или помогу подняться в автобус этой старушке, а вдруг у него на самом деле мерзкий, неуживчивый характер, а она двух невесток от своего сына отогнала или голубей на балконе подкармливает!
Когда-то Лилит Мазикина написала от имени белого гетеросексуального мужчины сатирический список критериев "хорошей" женщины. Там в частности был такой пассаж: "Хорошего отношения заслуживает только достойная женщина. Что такое достойная - определяю я". С эйджизмом дело обстоит таким же образом, причём в старых женщин "недостойность" заложена, так сказать, имманентно. Попросту - они невдувабельны. И если мужчина тратит ресурс (внимание, например) на молодую женщину, то в ответ он может получить ресурс от неё. Как минимум - благодарность, как максимум - секс. От старой женщины получить нечего. Верно ли то же для молодых женщин и старых мужчин? Их, как известно остаётся много меньше к возрасту, который называется пожилым (а это теперь после 60 лет, официальная цифра ВОЗ для развитых стран), поэтому все шишки достаются "бабкам". Однако для тех, кто доживают до старости, сказанное мною верно. Зачем молодой женщине тратить свой ресурс на того, кто не предложит ничего, кто сам уже нуждается в защите?
Старые люди действительно некрасивы, непривлекательны сексуально, нередко плохо одеты, дурно пахнут (хотя, на мой нос, человек в любом возрасте - ужасно вонючая скотина), имеют неприятное выражение лица (а они, по всей вероятности, должны - из-за близости к последнему пределу - являть миру не меньше чем ангельскую просветлённость), а порою даже ведут себя асоциально и даже агрессивно. Увы, тяжёлый характер, помноженный на жизненные невзгоды в старости плюс возможные процессы ослабления ментальных функций могут привести к такому. С распадом тела и болезнями ничего не поделать, особенно если принять во внимание состояние медицины в России. Выражение лиц, скажем, пассажиров общественного транспорта, по-моему, от возраста зависит мало, особенно в час пик. А вот что касается асоциального поведения... Во-первых, в разряд асоциального подпадают и вполне социальные поступки - например, возмущение разбрасыванием мусора. Во-вторых, для того чтобы утверждать, что именно старые люди более, чем лица других возрастов, склонны к асоциальному поведению и проявлениям агрессии, нужна статистика. Есть ли она у кого-то? Сомневаюсь.
Но уже есть соответствующая репутация у целой социовозрастной группы. Поэтому мало кто даёт себе труд хотя бы разобраться: что такое уважительное отношение к старости, как оно должно проявляться и до каких пределов, а также что делать, если старость не проявляет ответного уважения к другим возрастам. А зачем об этом думать - ресурса может не хватить.
2. Отсутствие доверия к чужому состоянию и слабое воображение, помноженные на абсолютизацию собственного восприятия мира (если я чувствую так, другие не могут чувствовать иначе).
У моей старейшей подруги была бабушка. Когда-то была у неё присказка: "Вот доживёшь - узнаешь". И это, как я теперь понимаю, было вовсе не нежелание объяснять. Есть определённые этапы человеческого развития, и пока ты их не пройдёшь, сама, лично, на своей шкуре не получишь соответствующий возрастной физиологический и психологический опыт, все объяснения будут восприняты сугубо умозрительны. Поэтому людям, чтобы оставаться людьми, то есть существами социальными, социокультурными, приходится некоторые вещи просто принимать на веру и действовать так, как предписывают общественные нормы, основанные на коллективном опыте предшествующих поколений. Невозможно мужчинам, а также некоторым женщинам реально понять, что беременная женщина падает в обморок в общественном транспорте не потому, что хочет "пузом отжать" (спасибо, Марина Анатольевна!) дефицитный ресурс в виде сиденья, а потому, что это физиология, это гормонально обусловлено. Также и старый человек иногда просто не имеет сил, например, готовить. Я помню, какое бурление некоей субстанции вызвал восемь лет назад пост в ЖЖ о пенсионерах, которые покупают просроченный сервелат. "На эти деньги можно купить курицу и сварить её!" - бушевала какая-то девица. Так вот, невозможно поверить, когда тебе тридцать, что у человека может реально не хватить сил, чтобы разделывать и варить эту самую курицу и делать какой-то суп. Ведь у меня же есть силы, как может не быть у них?!
А вот может. Недостающий или невозможный опыт мы можем восполнить воображением. Собственно, именно развитое воображение и является основой эмпатии. Человек способен влезть в чужие мокасины и пройти в них милю, то есть вообразить, каково может быть состояние другого человека в той или иной ситуации, и, пережив сходные чувства, проявить сострадание к нему. К сожалению, огромное число людей - это существа с воображением дятла, а школьные уроки литературы, которые способствовали развитию воображения (а значит, и социализации) всё урезаются и урезаются.
Не могу вообразить - значит, это невозможно. А раз невозможно - не поверю.
В абсолютизацию собственного восприятия мира можно включить и веру в то, что если кто-то не нравится лично мне, значит, этот человек объективно плох. При этом, как я уже много раз писала, полностью отсутствует понимание того, что даже и с объективно "плохим" человеком нельзя обращаться асоциально и противозаконно. Старики условной мне не нравятся, неприятны - значит, они плохи. А по отношению к "плохим" все средства хороши.
3. Вера в справедливый мир.
Она имеет разнообразные проявления. Ну, во-первых, это вера в то, что "раз с ними это происходит, они это заслужили". Были плохими работниками, строили Совок / развалили СССР, выбрали не того президента, имели коммунистические / либерастические убеждения, плохо воспитывали детей / не имели детей и т.д. Во-вторых, в пандан этому представлению идёт другое - что все люди с достойной трудовой биографией в быту суть ангелы, и вот по этой кротости и надо определять, кто был хорошим работником и принёс пользу стране и обществу, и соответственно оказывать уважение. Ну так вот, открою ужасную тайну: рабочие достоинства человека далеко не всегда коррелируют с социальными. Иными словами, хороший работник - далеко не всегда воспитанный, приятный, обходительный в обычном межличностном общении. Поэтому мы не можем знать, насколько хорошо работали все эти старые люди, которые нам не нравятся, а следовательно, не сможем откалибровать их по этому принципу, чтобы оказать им заслуженный респект. Не очень справедливо, да?
Вера в то, что всё можно "исправить". Не хочешь быть одиноким в старости - не будь им. Как написал один комментатор к подразумеваемому посту, "надо сильно постараться, чтобы не иметь друзей". Да, особенно когда тебе за 80. Или даже за 90, как моей соседке с четвёртого этажа. И когда ноги уже почти не гнутся, так что даже просто спуститься вниз - это подвиг. Но даже и выйдя из дома, с кем будет общаться старый человек? Ведь дружба - это, среди прочего, совпадение интересов и ценностей. А твоих сверстников, с которыми ты на одной волне, уже не осталось. А у следующего поколения и ценности могут отличаться, и интересы другие. Добавьте сюда ещё возрастные проблемы, которые затрудняют общение - например, снижение слуха или повышенную утомляемость. Когда мне было тридцать, я не понимала, почему любимая тётушка (бабушкина старшая сестра), охотно разговаривая со мной, вдруг начинала терять нить разговора и в какой-то момент попросту отключалась (обычно это происходило, если разговор был между делом, неспешный и с паузами). Теперь я понимаю, что это включалась защита ослабевшей с годами нервной системы. Перегруз, уходим в спящий режим. Даже любимых внуков бывает трудно выносить долго. А ещё и интроверты есть, которым обрастать связями в любом возрасте нелегко. Впрочем, здесь наш пункт 3 смыкается с пунктом 2. Трудно такое вообразить, верно? Ведь это очень несправедливо, что человеку приходится так угасать.
В таких случаях, для поддержания картины справедливого мира, выдвигается аргумент моей мамы. "А вот моя мама - тихая, спокойная, никуда никогда не лезет, не ругается, всегда весёлая и до сих пор работает". Действительно, все должны быть как мама выступающего - таких можно и нужно изо всех сил уважать. Правда, ни до самого говорящего, ни до поддакивающих не доходит, что все эти заклинания про мам, тётушек, бабушек произносятся именно потому, что всё-таки невозможно заглушить тревогу, зудящую, как комарик: а ведь и тихой маме однажды может прилететь. Просто так, потому что выражение лица не понравилось. Потому что старый человек слаб, а слабость у нас достойна не милосердия, а только презрения. Потому что не вдувабельна, а с такими нечего церемониться, если надо на ком-нибудь сорвать зло. Потому что сын своей кроткой мамы знает: он сам не раз прикладывал чьих-то мам ни за что и в глубине души не может не понимать: другие могут так же поступить и с ней.
И каждый как-то иррационально верит, что с ним (с ней) этого никогда не случится. То есть они никогда не состарятся. У них не будут болеть суставы, не разовьётся остеопороз, зубы (все свои!) будут до смерти и после смерти сиять ослепительной белизной, волосы не поредеют, усталость не станет из гостьи постоянной жилицей их тел, склероз забудет их навестить, а старичок Альцгеймер уж точно обежит по самой большой дуге. И пенсию-то никто никогда получать не будет - зачем, я накоплю себе на старость! Вот интересно: я знаю нескольких человек из своего поколения и старше, которые тоже кричали, что накопят и от пенсий откажутся. Некоторые накопили, некоторые не очень. Но пенсию получают все. Аргумент теперь другой: я это честно заработал(а), с какой стати отдавать государству! Согласна, ни с какой. От пенсий на моей памяти отказывались только старообрядцы. Им по вере не положено - получать что-то от антихристова государства.
* * *
Уважение в нашей российской реальности бывает трёх сортов. Первое, по-моему, наиболее распространённое - это страх перед силой в различных её выражениях, включая большое количество денег, типичное порождение блатной идеологии. Второе - это тот самый респект, признание достоинств, которое заслуживается, причём даже не всегда для этого необходимо прикладывать какие-либо усилия. Человек может заслужить этот вид уважения просто самим своим образом жизни и поступками. Третье - это социальный кредит доверия между людьми, это признание у другого человека его права просто быть и при этом быть другим. Этот вид уважения ничем не заслуживается, это своего рода социальный аванс, выдаваемый всем членам социума, и его можно лишиться, если начать нарушать принятые в обществе нормы поведения (тот, кто, например, нарушает ночной покой соседей, может получить грубость в свой адрес с их стороны).
Уважение к старости - это именно уважение третьего рода. Мы не знаем, какими были и какими являются большинство встреченных нами старых людей. Нам лишь следует помнить, что они уже не такие, как дети, молодёжь или эталонный взрослый между тридцатью и сорока пятью. Вот это-то признание их инакости и соответственно проявленное милосердие (ввиду перспективы собственного старения) и есть уважение.
Учитывая потенциальную холиварность темы, убедительно прошу возможных участников дискуссии держаться в социально приемлемых рамках. В противном случае мне придётся ввести жёсткую модерацию.
Для желающих перепостить - кнопочки:
Здесь можно сказать автору предметное спасибо.

no subject
Date: 19/08/2016 21:32 (UTC)А "цивилизация" - вообще НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для стариков. Ну сами посудите: смысл бытия в чем? чтобы хапать, хавать,шляться по миру туды-сюды, в общем - "развиваться". :) Старик - обуза, его "жизненный опыт" бесполезен априори (да и есть ли таковой?), следовательно, его претензии к жизни неоправданны. Таковы реалии "цивилизации", вершина которой - комфортабельный дом престарелых и эвтаназия как простейшие инструменты решения проблемы.
no subject
Date: 19/08/2016 21:49 (UTC)Даже неандертальцы поддерживали жизнь калеки без руки и без глаза. И дожил он по тем временам до преклонных лет. И такие увечные скелеты не единичны. И возрастные захоронения археологи откопали тоже.
Смысл бытия вы описали свой. Сочувствую и желаю самоубиться раньше наступившей старости.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Какой мерой меряешь, такой и отмеряется
From:Re: Какой мерой меряешь, такой и отмеряется
From:Re: Какой мерой меряешь, такой и отмеряется
From:Re: Какой мерой меряешь, такой и отмеряется
From:Мы не на еврейском ток-шоу
From:no subject
Date: 19/08/2016 23:03 (UTC)no subject
Date: 19/08/2016 22:38 (UTC)В нашем государстве все построено на иерархии, близкой к тюремной.
Честно, надеюсь не дожить до старости.
no subject
Date: 20/08/2016 04:18 (UTC)Я не инвалид, но временная инвалидизация после операции (причём инвалидизация незаметная со стороны) показала мне все прелести существования людей с серьёзными проблемами здоровья.
Ну и стыдно бывает за нынешних "цивилизованных" (смысл жизни у которых, оказывается, "хапать и хавать", и это называется развитием), тогда как даже неандертальцы, которые, замечу были очень милыми каннибалами, о своих стариках и калеках заботились!
no subject
Date: 19/08/2016 23:01 (UTC)У меня так с бабушкой было. Она правда чаще слушала. Рассказываешь ей что-нибудь, а потом смотришь - она в мыслях уже где-то далеко. В своих мыслях. Или воспоминаниях.
no subject
Date: 20/08/2016 05:01 (UTC)no subject
Date: 19/08/2016 23:10 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 04:21 (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 06:56 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 08:21 (UTC)По тегу "русские" есть ещё на эту и смежные темы.
no subject
Date: 20/08/2016 07:08 (UTC)Смотрела я на бабушку мужа (ей было 90 - маразм и физическая немощь) и ужасалась. Ведь она когда-то была здорова и активна.
no subject
Date: 20/08/2016 08:20 (UTC)Мама моя так досадливо вскрикивает, когда что-то неловко сделает. А ей ведь 83 уже, казалось бы - ну что такого, что уже природная ловкость ей изменяет. А трудно, невозможно с этим смириться, когда ты когда-то спасла себя из каменного мешка благодаря силе рук или благодаря упорству и силе воли избежала операции на позвоночнике.
Впрочем, мама только что вернулась из экспедиции. Коленочки уже не гнутся, глазки плохо видят, но коллеги обещали, если что, на руках её на точку нести. Такой вот специалист незаменимый. Была на Денисовой пещере.
Я сейчас уже учу себя принимать тот факт, что "сгорело тело, былое тело, сгорели кудри цыганской масти". Да, я уже не торт физически, но языки пока учу легко. Значит, старичок Альцгеймер повременит с визитом. Впрочем, у нас женщины умирали в основном быстро, сохраняя до конца ясную голову.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 07:32 (UTC)Спасибо. Очень здорово написано.
no subject
Date: 20/08/2016 08:22 (UTC)Конкретные ситуации столкновений со старшим поколением могут быть разные, но модус отношения в целом в нашем обществе просто ужасен, и я считаю, что надо говорить, что это никак не норма.
no subject
Date: 20/08/2016 08:24 (UTC)У нас некоторые старички так живут
http://idombarcelona.livejournal.com/7558.html (http://idombarcelona.livejournal.com/7558.html)
no subject
Date: 20/08/2016 08:30 (UTC)И в дома престарелых люди уходят не потому, что, как считает вон там выше этот орёл, хотят скрыть своё физическое и душевное безобразие, а потому, что нужен уход, который для старого человека уже неподъёмен. И даже для самых любящих детей, бывает, тоже. Им ведь работать надо, на собственную старость ресурс создавать.
А вы живёте в самой Барселоне? А на катала говорите?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 08:51 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 09:23 (UTC)Одна моя землячка рассказывала, как её, с костылём и шрамами на лице после очень тяжёлой травмы (в маршрутку грузовик въехал), в автобусе ещё не очень даже старая женщина с огородной сумкой-тележкой пыталась с места согнать. А ведь видно, что хоть девушка и молодая, но костыль же! Но неформат, поэтому чо её жалеть!
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 09:25 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 09:30 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 10:02 (UTC)У нас вообще не принято говорить о таких вещах. Вы правильно сказали - такое впечатление, что люди думают, что они вечно будут молодыми, а уж если и состарятся то у них непременно будет богатырское здоровье, путешествия, много денег, свой дом на берегу озера и куча внуков, стоящих в очереди со стаканом воды.
А белые гетеросексуальные мужчины, многие из которых толком ни дерева не посадили, ни дом не построили, ни детей не воспитали, да что там - свои подъезды в порядок привести не могут - они просто так самоутверждаются - на детях, женщинах, стариках.
Наверное, в России у людей велик страх перед будущим, и это своего рода защита: типа "со мной такого не случится" или "все кругом виноваты, кроме меня, но раз я прав, значит со мной будет все в порядке"
no subject
Date: 20/08/2016 10:29 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 11:01 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 11:05 (UTC)Это я по ссылке заглянула к никогда мною не читаемой проститутке Кэт. Там этически непростая ситуация смоделирована, но побудили меня писать именно комментарии. Напалм!
no subject
Date: 20/08/2016 11:36 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 13:37 (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 13:16 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 13:39 (UTC)Я стихи люблю, и поэтому:
Date: 20/08/2016 13:36 (UTC)Re: Я стихи люблю, и поэтому:
Date: 20/08/2016 13:39 (UTC)Re: Я стихи люблю, и поэтому:
From:Re: Я стихи люблю, и поэтому:
From:no subject
Date: 20/08/2016 19:40 (UTC)Страшно думать о старости, конечно.
А уважение - у нас что, уважают молодых? средний возраст? подростков?
no subject
Date: 20/08/2016 19:51 (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 19:43 (UTC)no subject
Date: 20/08/2016 19:50 (UTC)Я их немного кормлю только зимой и не на балконе. Зимой всех жалко. А вот летом их кормить - дурость дурацкая. Они и выводят по четыре выводка за лето. А потом начинается: ах, потравить их надо. Да кормить не надо лишний раз, чтоб потом не требовать негуманных мер.
Ну а кормить так, чтоб они на голову соседям срали - это уж полное безобразие.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 20/08/2016 20:17 (UTC)Разве что отмечу, что если уважение третьего рода принято по умолчанию, то теряет смысл понятие "уважение к старости".
no subject
Date: 21/08/2016 18:48 (UTC)no subject
Date: 21/08/2016 01:44 (UTC)А у тридцатилетнего пациента собственный внутренний резерв велик, и выздороветь и забегать по своим делам им хочется на три порядка сильнее, чем старикам. А поэтому и капризов не приемлю - если послеоперационный период идёт хорошо, тогда не ной тут. Я вижу, что ты отлично выздоравливаешь, только тебе покапризничать охота, в том числе и пожаловаться " ой, как от дедки на соседней койке воняет!" С такими я коротко разговариваю - воняет тебе, так не дыши, персонал не заплачет. И быстренько, швы сняли - проваливай домой. А с дедушками- бабушками я сутками возиться буду, до их выписки или таки конца.
Жалуются молодые пациенты на меня, ох как жалуются. Чуть не ежедневно. Я плевать хотела на жалобы, старики у меня не будут лежать забытые и вонючие. Молодые сами справятся, и родственников у молодых дофига, управятся с божьей помощью. А старички у меня будут болеть чистенько, опрятненько и в покое. А ты, сорокалетний дядя или тридцатилетняя тётя, сначала доживи до восьмидесяти, а там уж скажешь, что лучше - покой и уход, или эвтаназия, или в обоссаных простынях валяться, потому что тридцатилетний внук считает, что ничего тебе не должен.
no subject
Date: 21/08/2016 18:53 (UTC)no subject
Date: 21/08/2016 10:22 (UTC)no subject
Date: 21/08/2016 18:47 (UTC)Может, объективно и не верно, но мы с вами совпали во взглядах!
no subject
Date: 21/08/2016 16:53 (UTC)no subject
Date: 21/08/2016 18:46 (UTC)