maria_gorynceva: (хитренько)
[personal profile] maria_gorynceva
Эту историю я когда-то рассказывала в "Фемках" в комментарии, но за давностию лет можно её рассказать ещё раз, уже здесь.

Я всегда затрудняюсь ответить, когда меня спрашивают, кто была по специальности моя бабушка, мамина мама. Вот я филолог, преподаватель, отец, мать, дочь и зять у меня - геологи, одна ближайшая подруга - ветеринар, другая тоже филолог и преподаватель вуза, а муж её - экономист и преподаватель. Мой покойный Учитель был физиком-теоретиком, а потом стал этномузыкологом, муж был радиоинженером, а нынешний друг - инженер и школьный учитель. У каждого его род занятий описывается одним словом. Или двумя, если занятие не одно.

А вот с моей бабушкой такое невозможно. Точнее, есть такое обозначение - специалист-стандартизатор, но всегда спрашивают: стандартизатор чего? А она была специалистом, который разрабатывал и апробировал стандарты промышленной переработки плодово-ягодной продукции. То есть она придумывала, как в промышленных условиях сделать из ягод варенье, сок, вино... Да-да, настоящее ягодное вино - это отнюдь не бормотуха! Это нектар, товарищи, амброзия и напиток богов. Вы пили вино из земляники? Такое, где и дух, и вкус этой ягоды сохранён, но при этом наступает полагающееся возлиянию лёгкое веселье? А из белой смородины? Из малины? Эх! Если б промышленность СССР начала бы выпускать такие вина по бабушкиному стандарту... Но как-то на стадии внедрения идея стопорилась и не раз, что бабушку огорчало страшно. И только во ВНИИ садоводства в городе Козлове был крохотный цешок, где делались не менее крохотные партии этих потрясающих вин, которыми администрация института поила все приезжавшие делегации, в том числе иностранные. Восторг был всегда - и совершенно заслуженный.

Но это присказка - а вот сказка.

Году так в 1965-м (я могу ошибиться на пару лет, но не более) из СССР в США поехала большая делегация специалистов по переработке даров земных, в том числе и плодово-ягодной продукции. Эта поездка была организована в порядке обмена опытом - времена-то стояли ещё оттепельные. Бабушка тоже была включена в состав делегации - она была едва ли не крупнейшим в СССР спецом по плодово-ягодным стандартам. И она же была, по её воспоминаниям, единственной специалисткой в той поездке. Нет, конечно, другие женщины там тоже были (уж не знаю, сколько всего - за малолетством не догадалась спросить). Но это были жёны специалистов. Вообще-то, как я понимаю и насколько помню, такое не полагалось - нечего всяким жёнам кататься за народные денежки, однако специалисты собрались не рядовые, так что, вероятно, кому-то удалось и жён прихватить. Это ж такая сказочная удача была - поехать в Аме-е-е-е-ерику!!! Уж наверное, на все рычаги нажали.

В США у делегации была обширная программа. Помню, бабушка с восторгом описывала приём у некоей "профессорши Тюкей" и с оттенком, я бы сказала, завистливого осуждения рассказывала, что у профессорши на её party была одноразовая посуда! "Она посчитала, что ей дешевле купить одноразовую посуду и после приёма выкинуть, чем нанять на вечер судомойку". С профессоршей потом бабушка даже немного переписывалась - английский она знала примерно так же, как Корней Чуковский: могла довольно бегло читать, писать, а вот произношение... Ну, в любом случае при делегации был переводчик.

Но отнюдь не только развлечения в виде ознакомления с чуждым буржуазным бытом стояли в планах. Советских делегатов водили по всяким объектам, в том числе промышленным. Показывали технологии. Но... Когда делегаты попросили показать им какой-то цех, им было уклончиво отказано. Хоть и не ракеты, а всего лишь банки с компотом, но всё равно незачем. Пусть эти русские сами попотеют и изобретут что-нибудь. А то придут, поймут принцип работы машин и способы обработки сырья, да у себя и внедрят. Обидно будет!

Тем не менее, экскурсию на какой-то особо привлекательный завод всё-таки организовали. Но не для всех, а только для женщин. Почему? Потому что организаторы знали, что женщины - это жёны, в технологиях они ничего не понимают. Специалистов же повели куда-то в другое место. А бабушка оказалась среди жён. Специалиста в ней организаторы, расслабившиеся под конец визита делегации, не заподозрили. Американские товарищи знали, что у советских супруги могут иметь разные фамилии, а сверяться, кто чей муж, не считали приличным. В списках делегации значишься - и этого довольно.

По одной версии семейных мемуаров, директор ВНИИ садоводства, который, разумеется, тоже был в составе делегации, услышав об экскурсии для жён, подскочил к бабушке, схватил её за рукав и прошептал ей в ухо страшным шёпотом: "Елена Прокофьевна, вы уж там смотрите хорошенько!" По другой - никто ни к кому не подскакивал, а только обменялись они с директором долгими, понимающими взглядами. По третьей - даже взглядов не было, потому что директор прекрасно знал, каким специалистом и ответственным человеком на самом деле была Елена Прокофьевна, и про себя заранее злорадно хихикал.

И щуку бросили в реку! Пустили, знаете ли, козу в огород. И пока остальные женщины рассеянно озирались, бабушка, ходя вместе со всеми по цехам, цепким взглядом своих серых глаз смотрела именно туда, куда надо было на самом деле смотреть, всё подмечала и запоминала. И нашпионила, в общем, как последняя сукина дочь. Говорят, ей удалось увидеть много полезного. Нашло ли это полезное применение в отечественной промышленности - бог весть. В СССР бывало трудно с внедрением.

А всего-то ведь полвека прошло, господа! И уже исчезающе мало осталось на земле таких мест, где считают, что женщина может быть только чьей-то женой, но никак не специалистом, и вот так беззаботно расслабляются, как эти давние американские товарищи. Всего-то каких-то пятьдесят лет...

Stats

Date: 12/03/2017 19:29 (UTC)
From: [identity profile] skeily-ramires.livejournal.com
Эх, вот бы вино из черники попробовать! Её количества всегда вводят в меня в грех жадности - если уж я собираю, так собираю, вёдрами! Если б из неё винишко делать...

Date: 13/03/2017 08:48 (UTC)
From: [identity profile] test-life.livejournal.com
У меня друг делал из всего что растет на огороде и в саду.
Угощал и земляничным, и езё-каким-не помню.

Больше не делает. Угощал из старых запасов. Сам не пьет особо такие.
Классика, виноград.

Он много рассказывает про виноделие. В магазинах на полках с алкоголем русская рулетка...

Date: 13/03/2017 18:06 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
О да, в магазинах на чудовищный шмурдяк можно нарваться.

Date: 13/03/2017 09:27 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Можно и из черники, я думаю.

Правда, насколько я знаю, окультуривать чернику стали в исторически недавнем прошлом, а в 60-е годы она у нас всё ещё числилась лесной ягодой. Дары леса, насколько я опять-таки помню, у нас заготавливали и перерабатывали кооперативы.

Date: 13/03/2017 17:27 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Загляни в Городок, там немецкое черничное и ежевичное есть. Вот такое: http://www.hauser-weine.de/index.php?id=22&tx_ttnews%5Btt_news%5D=87&cHash=9da4b096bddd8a84c3318fd669e5f636
Стоит 420 р, если правильно помню. Весьма и весьма, милое дамское винцо для посиделок с приятелкой.

Армянское айвовое покупала в Быстрономе - фигня. Не косорыловка, но не стоит потраченных денег.

Date: 13/03/2017 18:07 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Мне нравится армянское гранатовое. А вообще я сейчас почти не пью спиртного.

Date: 12/03/2017 22:36 (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Вот до сих пор дергаюсь, когда замечаю, что тут, на загнивающем Западе, никому даже в голову не приходит, что женщина поколения наших мам и бабушек может быть и специалистом, а не только женой. Все-таки при всех многочисленных недостатках СССРа, этим он выгодно отличался.

Date: 13/03/2017 09:25 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, то, что женщины могли становиться специалистами, несмотря на многие препятствия, - это действительно из числа достижений советской власти.

А что, неужели есть где-то на загнивающем Западе люди, которые не верят в женское образование и женский профессионализм в СССР? Надо же, какие лакуны могут быть!

Date: 13/03/2017 10:13 (UTC)
From: [identity profile] audiart.livejournal.com
Не то, чтобы не верят, просто по умолчанию у них женщина старшего возраста - домохозяйка, ну в лучшем случае секретарша. Эта установка проявляется в выражениях типа "объясни так, чтобы твоей маме было понятно" - тут я обычно подсаживаюсь на коня и говорю, что моя мама - инженер-системотехник, ей много что понятно. Удивляются :)

Date: 13/03/2017 18:06 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Вот все правда. Еще в 1970-е в Германии существовало правило, если замужняя женщина шла работать, то требовалось согласие мужа. Меня эти вещи поразили до оторопи. Равно, как и встреча с совершенно неграмотными женщинами (эти были выходцы из Турции, Афганистана). Даже и предположить не могла. Да, и женщина-инженер здесь практически не существует. Не любят, чтобы женщина инженерила.

Date: 13/03/2017 18:08 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Вот же, а у нас мифологизирующие товарищи так уверены, так уверены, что феминизм на загнивающем Западе повсеместно победил, возобладал, и не за что уже бороться!

Date: 13/03/2017 20:14 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
Да до сих пор у женщин заплата ниже, чем у мужчин, на одинаковой должности!

Date: 12/03/2017 23:30 (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Какая чудная история!

Date: 13/03/2017 18:00 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, и очень весёлая.

Date: 13/03/2017 00:33 (UTC)
From: [identity profile] dankogvanxilton.livejournal.com
а где-нибудь осталось вино по технологии Вашей бабушки? и все-таки совсем не понятно, почему его в промышленных масштабах не внедряли( типа спаивать советских граждан ата-та?

Date: 13/03/2017 17:53 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Фруктовое вино очень чувствительно к технологии. Делать его хорошо трудно, в винограде оптимально соотношение сахара и кислот, а в фруктах то чего-то слишком много,то слишком мало. Не зря же в благословенных теплых краях, где чего только не растет, вино делали испокон веку все же из винограда, а фрукты шли в перегонку на сливовицу и прочий кальвадос.

Date: 13/03/2017 18:03 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
А ещё советские заводы отчитывались валом, а ягода гораздо хуже вал даёт, нежели виноград. С гектара виноградника можно собрать намного больше плодов, нежели с такой же площади, засаженной хотя бы смородиной.

Невыгодно. А цены от балды повышать, чтобы была прибыль, тоже нельзя было.

Date: 13/03/2017 18:29 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Тем более тогдашние сорта были куда менее промышленными, чем сейчас.
И собирать ягоду труднее, и к перевозке она чувствительнее. Виноград через пару дней после сбора можно пустить в дело, малина пропадет.

Date: 14/03/2017 04:48 (UTC)
From: [identity profile] dankogvanxilton.livejournal.com
как интересно!) спасибо.
у меня сестра на своей даче делала сидр яблочный и вино из черноплодки. просто шикарно. но делала совсем по чуть-чуть. возни много(

Date: 14/03/2017 05:14 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Я и сама делала: из ранеток, из ирги, из красной смородины. Выходило по-разному, много тонкостей процесса. Главная - в квартире трудно выдержать нужный температурный режим. На заводе-то это не проблема, а тут приходилось уходить в сладкое, такие вина терпимее к мелким ошибкам (поэтому, кстати, крепленый плодово-выгодный шмурдяк и гнали). Ну и опыт нужен, чтобы вовремя с осадка снять. В общем, хлопотно, да.

Date: 13/03/2017 18:05 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Наверное, где-то документация лежит. И может быть, какие-нибудь кустари могли бы взяться.

Можно было б, наверное, выкупить рецепты и технологические описания у института, но нет у меня таких денег.

Date: 13/03/2017 18:34 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Собственно рецептов-то полно, пусть не прошедших нормоконтроль и без технологических карт, но сами они есть. Хлопотно это.

Date: 13/03/2017 07:58 (UTC)
From: [identity profile] lalavel.livejournal.com
Какая прекрасная (и показательная) история.
Если я правильно понимаю, это как раз в эти годы Фриман свою "Загадку женственности" написала?

Date: 13/03/2017 09:23 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Шестьдесят третий год вроде бы - первое издание.
Только Фридан она, Бетти-то.

Date: 13/03/2017 08:48 (UTC)
From: [identity profile] sofa-mitru.livejournal.com
Классная история, а бабушка у вас выдающаяся!

Date: 13/03/2017 18:05 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
:)
Спасибо.

Date: 13/03/2017 10:08 (UTC)
From: [identity profile] graph.livejournal.com
Хорошая история :)

А я вот помню ещё напиток под чудесным названием "Абрекотин"! :) Своеобразное алкогольное пойло с шибающим в нос абрикосовым ароматом :)

Date: 13/03/2017 18:09 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Надо же, а я никогда не видела "Абрекотина". Как-то чаша сия меня миновала - наверное, у нас его не продавали.

Date: 13/03/2017 13:14 (UTC)
From: [identity profile] moja-zhizn.livejournal.com
Прекрасная история :)

Кстати, про женщин-специалистов. Читала "Контакт" Карла Сагана, он там как раз говорит про советских учёных, что среди них много женщин, а в США женщин с детства заставляют быть домохозяйками: Элли нравилось копаться в радио, а ей говорили, мол, ну ты же девочка, иди в куклы поиграй.

Date: 13/03/2017 18:14 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Ну вот, а принимающая сторона явно Сагана не читала. Вот к чему ведёт склонность преуменьшать успехи предполагаемого противника!

Date: 13/03/2017 13:53 (UTC)
From: [identity profile] rositsa.livejournal.com
Напомнило, как женщина написала статью "Проблемы космической физики". Корректор переправил "на "косметической": действительно, женщины должны занимать косметикой, а не космосом!

Date: 13/03/2017 18:13 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, показательная история. Даже если легенда, не на пустом месте она появилась.

Date: 13/03/2017 14:33 (UTC)
From: [identity profile] arkadiy-nsk.livejournal.com
Женщина специалист удивления не вызывает. Да и в СССРе по себе помню много толковых женщин-инженеров на заводе.
Вот женщина руководитель, начальник...Я не то что бы против, я не понимаю зачем.
Наверняка феминистки по ночам тыкают иголками фотку ГошионжеЖоры.

Date: 13/03/2017 17:58 (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
Она езжала по работам, солила на зиму грибу, вела расходы, брила лбы... Это не руководитель, что ли?

Date: 13/03/2017 18:08 (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
А я не понимаю, зачем руководят мужчины. Они этого явно не умеют. Достаточно взглянуть вокруг, чтобы в этом убедиться.

Date: 13/03/2017 18:10 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Вот-вот! - как любил говаривать мой бывший начальник.

Date: 13/03/2017 14:54 (UTC)
From: [identity profile] gallinn.livejournal.com
Классная история.)

Date: 13/03/2017 18:11 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да, такие вот у меня прыткие предки. И только я немножко не удалась.

Date: 14/03/2017 09:31 (UTC)
From: [identity profile] staruschka57.livejournal.com
А город Козлов, это, часом не город ли Мичуринск?
Если тот самый, то мы с вами почти родственники! Одна из сестер моей бабушки вышла туда замуж за учителя биологии и по совместительству истового мичуринца. Меня к ним иногда летом привозили, и я помню все эти мичуринские фокусы: по три сорта яблок на одном дереве, помидоро-баклажаны, умопомрачительный георгинятник и т.д. Там много таких было и среди соседей.

Date: 14/03/2017 09:32 (UTC)
From: [identity profile] staruschka57.livejournal.com
А город Козлов, это, часом не город ли Мичуринск?
Если тот самый, то мы с вами почти родственники! Одна из сестер моей бабушки вышла туда замуж за учителя биологии и по совместительству истового мичуринца. Меня к ним иногда летом привозили, и я помню все эти мичуринские фокусы: по три сорта яблок на одном дереве, помидоро-баклажаны, умопомрачительный георгинятник и т.д. Там много таких было и среди соседей.

Date: 14/03/2017 15:35 (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Да он самый, конечно. Городок Калинов. Калинов, впрочем, был на Волге, но суть...

May 2017

S M T W T F S
 123456
7891011 12 13
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Saturday, 24 June 2017 10:35
Powered by Dreamwidth Studios